Печатный экземпляр мне принес MD, сказавший, что прочитал книжку прошлой ночью за один долгий перелет из Европы, и что ему интересно мнение российского гражданина об описанных реалиях.
Как (относительно) молодой финансист с амбициями, Гонконгер скажет, что книга очень воодушевляет: это история self-made фанд-менеджера, оперирующего на frontier market, который своим интеллектуальным любопытством, смелостью и способностью к нестандартным шагам заработал имя и состояние себе и своим инвесторам. Но как простой русский парень, я скажу, что история невероятно печальная, в красках описывающая, как всю Россию, простите, спиздили, пока мы ходили в начальную школу - факт, с которым мы все знакомы и который принимаем как должное, но редко задумываемся о масштабах, низости, глупости и трагичности произошедшего.
Центральная тема второй половины повествования это, конечно, дело Сергея Магнитского, убитого надзирателями в тюрьме за упрямое повторение хорошо подкрепленных, никем не опровергнутых, не расследованных и никому, в общем, не интересных обвинений в адрес правоохранителей и должностных лиц Российской Федерации о воровстве из бюджета $240m, уплаченных фондом Браудера в качестве налога на прибыль. При всей будничности для русских людей темы полицейских пыток, несправедливости и неправедного суда, приложенные фотографии "неприкасаемых" капитанов и полковников, судей и прокуроров, принимавших участие в деле, заставляют нехорошие чувства зашевелиться в груди; я рад, что эта история оказалась рассказана и что я с ней познакомился.
При присутствующем некотором самолюбовании автора, необходимой для книги драматизации событий и поддакивании стереотипам (если в России начинается рассвет, то это будет bleak sunrise; если подают кофе, то это будет weak coffee, а вот чай, наоборот, как правило, over-brewed), я считаю историю по большей части правдивым и честным рассказом - хотя бы потому, что легко ассоциирую себя с автором. Мне понятны метания и вопросы его молодости, карьерные перипетии, вкус первого успеха и разочарования, желание оставить свой след, состояться и сделать это, никогда не переставая быть "своим собственным человеком". Как видите, и самолюбование мне тоже не чуждо. В то же время, я не могу представить себя в роли его оппонентов: российских правоохранителей, прокуроров, судей и должностных лиц, как не могу понять их ценностного диапазона и оснований для самооправдания. Верить им, зная про многократно вскрытую коррупцию и
99.76% обвинительных приговоров, нельзя.
Сегодня лица, упомянутые на страницах "красного циркуляра" и их друзья - меценаты и орденоносцы, спонсирующие именные стипендии, культурные мероприятия и опекающие спортивные команды. Когда этих лиц критикуют, они говорят, что являются уважаемыми бизнесменами и заработали все, что имеют.
Заработали, but make no mistake: уважает вас только ваше грустное поколение постсоветских приватизаторов и служащих им бесталанных функционеров, да та молодежь, которая, к сожалению, ничего лучше не видела, и потому обречена тянуть к вам свои жадные, стыдные руки.
Однажды вас заменят настоящие российские предприниматели и капиталисты, создающие бизнесы, продукты и благосостояние.