Христос посреди нас, дорогие мои читатели!
Политика крепчает!
На последнем своем собрании “синод сцу” (читай - политбюро “сцу”) принял решение о “общецерковном” почитании гетмана Сагайдачного. В связи с этим не могу промолчать и хочу остановиться на трех основных критериях причисления к лику святых.
Святость. О какой святости можно говорить, когда в угоду польской короне и католической вере во время похода на Москву совершает осквернение храмов и монастырей, убийства множества единоверных православных не воинов, но беззащитных женщин, стариков и детей, священников и монахов, не ради Украины, а для выгоды заказчика - польского короля. Да, он в этом покаялся. Но что значит это покаяние? Лишь то, что ему можно было причаститься и его не должны были лишить христианского погребения. Однако, где же здесь святость?
Однозначно велика личная заслуга Сагайдачного в деле восстановления иерархии в Киевской митрополии, однако никто не ведёт речи о канонизации иерусалимского патриарха Феофана, восстановившего иерархию. А благотворение были присущи практически всем гетманам. Эпитеты «блестящий полководец, стратег и воин» не являются синонимами святости и подвижничества.
Народное почитание. Про гетьмана сложены песни и легенды, в которых он - воин, рубака, находчивый политик и дипломат. Однако ни в народной памяти, ни в литературе, со дня его смерти, он не назван святым. Даже притянутая за уши т.н. «канонизация уапц» не добавила этого, а носит лишь политический и популистский характер, эксплуатируя патриотические чувства и любовь к истории. Даже «Киевский патриархат» на такое деяние не отважился. И только сейчас «сцу», грубо нарушая “справку о жизнеспособности” – “томос”, без согласования со Стамбулом, решила автоматически перенести имя Сагайдачного из календаря “уапц” в свой.
Чудотворения. До сих пор о них ничего не известно. Не мы должны просить его молитвенного предстательства, а он просит, чтобы молились за него.
Ни в коем случае не умоляя заслуг перед Церковью и украинским народом этого известнейшего политического деятеля, всё же должны признать, что до святости ему далеко. Канонизация в угоду чьим-то политическим амбициям, в честь какого-либо юбилея или по прочим причинам не должна иметь места в церковной ограде. Сам церковный народ Украины, на протяжении четырёх веков пел Сагайдачному только «вечную память», никогда не называл его святым и не признавал за ним такого достоинства.
Более подробно об этом можно прочитать на
https://hramzp.ua/newsitem/politika-krepchaet