Российские элиты достаточно активно продвигают в публичном поле тему защиты традиционных ценностей, ключевой из которых, вполне ожидаемо, является семья. Однако эксплуатация данной повестки в перспективе чревата, как это ни парадоксально на первый взгляд, актуализацией оппозиционной левой повестки.
Институт семьи в России действительно переживает не лучшие времена, о чем свидетельствуют как данные о числе разводов, так и сведения о динамике рождаемости.
Однако причина кризиса заключается отнюдь не в пропаганде однополых браков или доступности абортов. Основы семьи как института подрывает в первую очередь динамика социально-экономических процессов и сопутствующих, а точнее заданных ею культурных явлений.
Приведем ряд конкретных примеров. Пространственная политика РФ в текущем виде предполагает ставку на развитие ограниченного числа мегаполисов, что в долгосрочной перспективе приводит к превращению десятков регионов в депрессивные территории, население которых в массовом порядке «ездит на вахту» в близлежащие крупные города. Как следствие, один из супругов зачастую неделями или месяцами отсутствует дома, что не способствует укреплению брачных уз. Одновременно дети лишаются полноценного общения с родителями.
Молодежь активно перебирается из депрессивных регионов в мегаполисы. Однако в этом случае молодые люди не могут «сдать в багаж» своих родителей: те остаются жить в родных местах. Полноценный переезд большой семьи в другой регион зачастую объективно невозможен в силу разницы в ценах на недвижимость. Как следствие, разрушаются связи между членами семьи на уровне поколений. Параллельно возрастает и нагрузка на региональные службы соцобеспечения.
Сокращение числа высокооплачиваемых рабочих мест и их концентрация в мегаполисах вынуждают россиян отказываться от «работы возле дома». Характерным примером в данном случае может служить Московская область. В результате к 9 – 10 часам, проводимым за рабочим местом, прибавляются 2 – 4 часа на дорогу. Как результат, 5 дней в неделю (в лучшем случае) «среднестатистический россиянин» почти не видит ребенка и супруга.
Нежелание молодых людей заводить ребенка из-за отсутствия достаточного дохода также далеко не во всех случаях является признаком эгоизма и инфантилизма. Зачастую решение «подождать» с рождение первенца объясняется осознанием двух простых истин. Во-первых, без адекватной материальной поддержки со стороны родителей ребенку будет крайне сложно реализовать свой потенциал. Если он не будет получать полноценного питания, должным образом лечиться и отдыхать, получать дополнительное образование, его шансы на то, чтобы «выбиться в люди», будут минимальными. А уже после вступления в пору зрелости он будет вынужден взять на себя заботу о престарелых родителях, не сумевших скопить «подушку безопасности» именно из-за расходов на ребенка. Во-вторых, мир детей – это почти откровенная «ярмарка тщеславия». Ребенок, чьи родители не могут позволить себе, например, купить сыну или дочери новый гаджет или дорогую куклу, почти обречен на статус изгоя.
И потому реальная защита семейных ценностей подразумевает коррекцию политики пространственного, экономического и социального развития России.
Николай Пономарёв - специально для канала
@prokhorov11