В последнее время в связи с «перезагрузкой» мира после пандемии все активнее обсуждается идея Безусловного/базового Основного Дохода. (далее БОД).
Идея его проста - каждый человек получает от государства некоторую сумму денег без каких-либо условий, вне зависимости от того, работает он или нет. Идея БОД активно обсуждается сегодня во многих странах, эксперименты по введению БОД уже проводили в Намибии и Индии, что-то подобное существует на Аляске. Сегодня в мире существует около 20 программ, так или иначе связанных с идеей безусловного основного дохода.
Однако единства мнений по поводу безусловного дохода нет. Сторонники БОД уверены, что гарантированный прожиточный минимум не лишит людей желания работать. Большинство работает, поскольку видит в своей деятельности смысл и чувствует, что работа положительно оценивается обществом. Считается, что БОД должен решить проблему технологической безработицы, то есть когда из-за развития технологий и повсеместной автоматизации сокращается количество рабочих мест.
Противники безусловного дохода убеждены, что предсказать то, как безусловный доход повлияет на трудовую активность в рамках государства, практически невозможно. Есть сильные подозрения, что из-за безусловного основного дохода люди просто перестанут работать. Казалось бы, деньги ты получаешь просто так, зачем напрягаться? А если безусловного дохода не хватает, то можно найти подработку на неполный рабочий день.
Если отвлечься от дискуссий вокруг «за» и «против», то необходимо констатировать, что идея БОД является показателем глобальных социальных трансформаций, осмысление которых, как обычно, происходит медленнее, нежели оно проявляют себя в общественном пространстве. Одной из внешних форм этих трансформаций и является БОД. Его идея показывает, что работающие люди (то есть основные субъекты экономики) становятся больше не нужны.
Прежде всего потому, что налоги граждан не в состоянии обеспечить все нужды государства. Именно поэтому все страны сегодня «живут не по средствам» - гигантские внешние долги свидетельствуют именно об этом. Тем более исторический опыт говорит, что взять с производителя, не разрушая основ его жизни и личной экономики можно только около 10%. То есть это та самая «десятина», которая упоминается в Библии и в русских летописях.
Поэтому рождается идея спасительной соломины - БОД. Проще гражданам выплачивать небольшие в масштабах государства (особенно богатого) деньги, вернув их с олигархов или добавив процентов в спекулятивных сделках, чем тушить социальную напряженность. Тем более, что БОД ставит государство в чрезвычайно выгодное положение – оно больше своим гражданам ничем не обязано. Можно смело сворачивать социальные программы, обращаться с гражданами в случае необходимости как угодно жестко. Ибо свободный человек не живет милостыней, личная независимость означает, прежде всего, отсутствие финансовой зависимости от кого бы то ни было.
То есть «безусловный основной доход» есть крайняя форма зависимости человека от государства. Если ты у кого-то что-то взял без внятных обоснований, просто так, то ты вечный должник, оставляющий заимодавцу право самому выбрать форму и размер взыскания долга. Если сегодня все больше граждан задаются вопросом «зачем нужно государство», то при возникновении «безусловного основного дохода» этот вопрос получает вполне определенный ответ.
Но есть и оборотная сторона. Значительное количество людей считают, что заработная плата есть не только эквивалент стоимости труда, но и показатель нужности человека государству и обществу. Как только зарплата сменится «безусловным основным доходом», у значительного количества людей появится синдром ненужности, бесполезности, невостребованности, ощущение того, что от него «дешево отделались».