Mikhail Vinogradov
Резюмируя итоги вчерашней встречи Памфиловой (и еще Булаева и Гришиной) с РАПК, РАСО и неприсоединившимися
А) Позитив
1) Сам факт встречи. В свободной вполне откровенной манере. Спасибо, что позвали.
2) Отсутствие серьезного контраста в оценках духа конкурентности на текущих выборах между встречавшимися и встречаемыми. И вообще ЦИКу по-прежнему удается не аккумулировать собственный антирейтинг, так было не всегда.
3) Много живого рассказа и полезных деталей. Например, получается, что если референдум в формулировках КПРФ проводить (ну вдруг), он будет только в следующем году. Заложенная в него первоначальная формулировка не указывала даты неизменности пенсионной системы – получалось, что в случае принятия думой пенсионного закона участники референдума голосовали бы за сохранение обновленной, а не прежней пенсионной системе. Запомнилось, что хвалили коммунистов Алтайского края как больше продвинутых в юридических и процедурных тонкостях.
4) Присутствие деталей по регионам. Показалось, что Петербург, Воронеж, Владимир, Белгород не находятся в топе зрительских симпатий выборных арбитров.
5) Прозвучало, что к октябрю рабочая группа про избирательное законодательство все же, похоже, развернет наконец работу. И как бы есть некоторые ожидания. Сообщество, конечно, мечтает что-то внятное про адский муниципальный фильтр или перенос даты (а еще лучше дат) единого дня голосования. Но это я слышу не первый год и отчаялся в это верить. Хотя вдруг. Ну, может, хоть по другим деталям что сдвинется.
Б) Сдержанность и скептицизм
1) Так было и при старом режиме – но все равно, по остроумного замечанию одного из коллег, в переложении на спортивный язык, тезис: «Раз судейство хорошее – значит, и футбол будет хороший» - не всегда доказуемый для болельщиков, комментаторов и букмекеров.
2) Избыточная уверенность отличников, что, если все правильно делать – все правильно и получится. И что если ЦИК прилагает все усилия, чтобы выборы были хорошими – значит, эти усилия все видят и оценивают. Понятно, что можно медийно продавать только 2-3 фишки в год, а не тотальное улучшение всего.
3) Такие встречи – всегда дополнительная возможность посмотреть, как работает государственная машина. Но качество вопросов коллег с годами падают – число инструментальных «чиновничьих» вопросов постепенно растет. Например, когда вполне достойные и прошаренные коллеги всерьез спрашивают, как заставить телеканалы показывать дебаты кандидатов по теме явки на выборы, это все же жестокий эксперимент, приводящий к износу кнопок пультов, ответственных за зрительское переключение на другой канал. Впрочем, тут прозвучал резонный ответ, что если ведущий требует говорить о программе, а кандидат мечтает поговорить о явке, то любой продвинутый кандидат вправе забить на модерацию телеведущего и говорить о чем хочется. Даже о явке...
4) Постепенно нарастает конфликт в понимании системы избиркомов как вертикали. Центризбирком уверен в своем главенстве, поэтому даже мандат рядового члена федерального ЦИК все прочие должны уважать и воспринимать как руководство к действию. А у местных избиркомов порой свои приоритеты и свои начальники со своими приоритетами.
5) Кофе не предлагали, только чай – и даже не спрашивали, какого цвета.