Влияет ли ЕСПЧ на российские власти в сфере свободы собраний?
С первого взгляда влияние Конвенции о защите прав и свобод человека и Европейского суда незаметно. Общая картина на национальном уровне действительно выглядит недружественно по отношению к мирным собраниям.
Российские суды в делах о публичных мероприятиях стараются не упоминать положения Конвенции, а если и упоминают, то толкуют ее против мирных протестующих. Минюст России как в своих письменных возражениях по конкретным кейсам в ЕСПЧ, так и
публично не признает нарушения права на свободу мирных собраний, а федеральный законодатель вводит все
новые и
новые основания для привлечения мирных протестующих к ответственности.
Но это только на первый взгляд.
7 февраля 2017 года ЕСПЧ огласил решение по делу «
Лашманкин и другие против Российской Федерации». В постановлении Европейского суда было установлено нарушение статьи 11 Конвенции, а также сделаны выводы о наличии в России системных проблем с реализацией права на свободу собраний.
Наличие системных проблем, установленных ЕСПЧ, требует от национальных властей (в данном случае российских) принимать меры общего характера по достижению положительных изменений, а также предоставлять отчет в
Комитет Министров Совета Европы о том, какие действия по исполнению уже совершены и какие действия планируются в будущем.
Еще в
начале апреля 2018 года российские власти сообщили
Комитету Министров Совета Европы, что в первой половине 2018 года планируется принятие Пленума Верховного суда России, который
«даст подробные разъяснения и инструкции российским судьям в соответствии с прецедентной практикой Европейского суда».
В итоге в последнюю неделю первого полугодия
2018 года принимается
Пленум Верховного суда России от 26 июня 2018 года № 28 “
О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях”.
Несомненно, что июньский
Пленум был принят в результате прямого влияния
Европейского суда по правам человека на российскую правоприменительную практику в сфере свободы собраний, гарантированную статьей 11 Конвенции.
Он далеко не идеален, а в некоторых моментах даже расширяет возможности репрессивного применения статьи 20.2 КоАП (нарушение законодательства о митингах). Но силовики и российские суды вынуждены под него подстраиваться, а иногда и
отказываться от преследования мирных протестующих.
Пока наиболее широкое позитивное изменение зафиксировано в исключении возможности оформлять на задержанных протестующих сразу два протокола по статьям 19.3( невыполнение требования полиции прекратить участие в мирной акции) и 20.2 (участие в несогласованной акции) КоАП РФ. Есть и иные, пока
единичные, случаи положительного применения Пленума ВС РФ - к примеру,
решение Санкт-Петербургского городского суда, вынесенное на днях.
Несмотря на рассмотрение Европейским судом большинства жалоб россиян о нарушении статьи 11 Конвенции в упрощенном порядке, при чтении вопросов ЕСПЧ на этапе коммуникации можно сделать вывод, что препарирование негативной правоприменительной практики в делах о свободе собраний продолжается.
И, возможно, что в следующей
подборке решений ЕСПЧ, изменивших национальное законодательство о публичных акциях к лучшему, будут и решения по России.
«Апология протеста» прилагает все усилия для этого.