7 марта в Швейцарии пройдет
референдум по ряду вопросов, в том числе по поводу запрета скрывать свое лицо в общественных местах, что укладывается в местные нормы равенства, свободы и безопасности.
Дискуссии по данному вопросу идут уже много лет, хотя в двух из 17 кантонов закон о запрете прятать лицо уже действует.
Стоит отметить, что уже на этапе подготовки референдума известно, что Федеральный совет Швейцарии выступает против такой формулировки, но, несмотря на это, власти проявляют уважение воли граждан. Пример тому – организуемый референдум, в котором примут участие все граждане, независимо от вероисповедания или языка, на котором говорят.
Тема религиозных символов, а именно это подразумевается под формулировкой «запрет скрывать лицо», важна даже в более-менее свободной от терроризма Швейцарии. Там уже существует наказание за принуждение закрывать лицо хиджабом, но государство идет дальше, не отгораживаясь от проблемы, не вынося авторитарное решение, а консультируясь с гражданами.
Еще есть исторический аспект. В этом году – 50 лет, как женщины конфедерации получили право участвовать в выборах наравне с мужчинами. Вероятно, власти хотят подчеркнуть, что и выборы, являясь элементом жизни общества, проходя в общественным местах, также требуют открывать лицо.
В качестве контраста, существующего в Европе, уместно вспомнить референдум, состоявшийся в Каталонии осенью 2017 года, когда ее жители поддержали решение о независимости этой провинции от Испании. В результате – десятки людей сегодня содержатся в тюрьмах.
Диалога между властью и обществом явно не хватает и многим пост-советским республикам, к примеру, Украине, живущей сегодня по логике одного из королей Франции «Государство – это я». Яркий тому пример – языковой вопрос, который сегодня расколол украинское общество на две части. Уверены, что, если бы в Швейцарии созрело решение ограничиться тремя государственными языками вместо четырех сегодняшних, там бы тоже прошел референдум.
Швейцарский референдум, который пройдет в марте – хороший пример общения властей с согражданами. Возможно, спрашивая мнение народа по тем или иным спорным вопросам, раскалывающим российское общество, мы наконец-то смогли бы оставить в прошлом многие разногласия, открыв дорогу достойному, взвешенному будущему