
В целом результаты исполнения региональных бюджетов за 2020 год выглядят довольно оптимистично. Несмотря на введённые для борьбы с пандемией коронавируса ограничения, большинство субъектов РФ собрали запланированный объём доходов и даже перевыполнили назначения. В тройку лидеров по этому показателю вошли Новосибирская область (доходная часть составила 114,1 процента), Тюменская область (110,1 процента) и Красноярский край (108,4 процента). В число отстающих попали Курганская область (95,1 процента), Пермский край (92,7 процента) и Удмуртия (92,6 процента). Но более внимательный анализ бюджетных отчётов свидетельствует о том, что в ряде случаев бюджетные средства расходовались неэффективно и реальная экономическая ситуация на местах ухудшилась.
Руководитель Института региональной экспертизы Дмитрий Михайличенко отметил в разговоре с «Октагоном», что российские субъекты можно условно разделить на две большие группы – регионы развития и дотационные регионы. В связи с пандемией экономические и бюджетные проблемы начали испытывать не только дотационные, но и ориентированные на экспорт регионы развития.
– Это, например, прослеживается по показателям Тюменской и Свердловской областей, Башкортостана и Татарстана. В 2020 году Правительство РФ выделило регионам трансферты, но их на восстановление экономики во многих регионах не хватило. Налоговая база продолжает падать. Уже звучали экспертные мнения, что одна из причин этого – отсутствие установленных прозрачных критериев выделения этих средств.
Одним из ключевых моментов стало выступление на декабрьском заседании Госсовета губернатора Челябинской области Алексея Текслера с просьбой предоставить регионам право увеличить предельно допустимый норматив госдолга для субъектов РФ.
И теперь власть стоит перед развилкой. С одной стороны, дать возможность регионам уходить в займы – значит поддерживать финансовый «разгуляй» и нарушение бюджетной дисциплины. С другой стороны, скоро выборы в Госдуму, и отказать регионам в праве наращивать долги – значить поставить под сомнение финансирование важных программ и, как следствие, результаты голосования. К концу 2021 года уровень госдолга российских регионов вырастет с сегодняшних 2,5 трлн рублей и составит порядка 3 трлн.Руководитель Института региональной экспертизы Дмитрий Михайличенко отметил в разговоре с «Октагоном», что российские субъекты можно условно разделить на две большие группы – регионы развития и дотационные регионы. В связи с пандемией экономические и бюджетные проблемы начали испытывать не только дотационные, но и ориентированные на экспорт регионы развития.
– Это, например, прослеживается по показателям Тюменской и Свердловской областей, Башкортостана и Татарстана. В 2020 году Правительство РФ выделило регионам трансферты, но их на восстановление экономики во многих регионах не хватило. Налоговая база продолжает падать. Уже звучали экспертные мнения, что одна из причин этого – отсутствие установленных прозрачных критериев выделения этих средств.
Одним из ключевых моментов стало выступление на декабрьском заседании Госсовета губернатора Челябинской области Алексея Текслера с просьбой предоставить регионам право увеличить предельно допустимый норматив госдолга для субъектов РФ.
И теперь власть стоит перед развилкой. С одной стороны, дать возможность регионам уходить в займы – значит поддерживать финансовый «разгуляй» и нарушение бюджетной дисциплины. С другой стороны, скоро выборы в Госдуму, и отказать регионам в праве наращивать долги – значить поставить под сомнение финансирование важных программ и, как следствие, результаты голосования. К концу 2021 года уровень госдолга российских регионов вырастет с сегодняшних 2,5 трлн рублей и составит порядка 3 трлн.
https://octagon.media/ekonomika/regiony_potratili_rekordnuyu_federalnuyu_pomoshh_vpustuyu.html?fbclid=IwAR3Q9608lkAf9occiXuESyk_9f-3KeT6tILxrKRIWMA58XIAl4Y8YxHDpBE