Начало.
О генеалогии евразийства. II
И вот эту идею окончательно формулирует в качестве евразийства и обозначает Россию-Евразию последователь Ламанского, тоже географ, один из отцов-основателей евразийства – Пётр Савицкий. Кстати, Византию Савицкий считает одной из первых евразийских формаций. Чуть раньше, в преддверии и на волне революции почти вся русская культура проникается «предчувствием Востока»: Андрей Белый, «скифы» Сергей Есенин, Александр Блок, Иванов-Разумник.
Параллельно с этим возникает национал-большевизм Устрялова, которого, в свою очередь, внимательно изучает тов. Сталин, как, видимо, и труды евразийцев, особенно в части экономической географии и геополитики. И где-то с 30-х годов в СССР пролетарский интернационализм начинает дрейфовать в сторону советского патриотизма с русским национальным ядром, апогеем чего был тост тов.Сталина за русский народ в честь Победы.
Савицкий сидит в лагерях, пишет оттуда восторженное письмо тов.Сталину, видя в его политике воплощение своих идей. Но письмо не доходит, он отсиживает свой срок (а могли бы и расстрелять за его прежние антисоветские дела!) и уезжает к семье в Прагу.
Примерно в тоже время из лагерей освобождается Лев Гумилев и вступает в плодотворную переписку с евразийцами Савицким и Вернадским. Контакт установлен, идейная преемственность есть. Гумилев в своих работах не только показывает убедительные примеры исторического симбиоза Леса и Степи, Руси и кочевых народов, но и обращает внимание широкой общественности на интереснейший и мало известный мир тюрков и монголов. Он доказывает, что Россия может быть только евразийской державой.
В конце 80-х—начале 90-х идею подхватывают новые евразийцы, делая акценты каждый на своем, но сама идея продолжает жить и развиться, свидетельством чему является как Евразийский экономический союз, так и приход в нее новых, свежих сил, стремящихся дать ответы на вызовы XXI-го века.
Вот такой очень краткий экскурс в историю возникновения и развития евразийства, хотя его исток можно увидеть даже раньше Данилевского и славянофилов, в работах Ломоносова, Татищева, а может быть и еще раньше.
Все это написал к тому, чтобы показать, как могут развиваться идеи, логику этого развития, «ветвления». Евразийство – органичная, автохтонная, естественная для русской мысли идея, но самая главное – она живая, плодотворная и может быть как никогда актуальной в том мире, приход которого мы сейчас наблюдаем.