Феноменом 2017 года стал бурный рост популярности анонимных Telegram-каналов. В Татарстане «криптоканалы» заявили о себе прежде всего крайней оппозиционностью к руководству республики. Создалось ощущение, что таким образом внешние силы пытаются «взломать» медиаполе.
Показательно в этом смысле свидетельство канала «Медиатехнолог»: «По всем каналам расходятся заказы на тему „Татарстан — финансовый банкрот, Минниханова переведут в Москву, и он канет в Лету, главный татарский банк обречен“. Ребята, ну если делаете, делайте красиво. Вы ж не нижнетагильскую свиноферму мочите, а субъект Федерации».
За год политический Telegram в Татарстане сильно разросся количественно и несколько измельчал качественно. Инсайды практически сошли на нет, их место заняли поверхностная рефлексия по поводу публикаций в СМИ и выяснение отношений. Снижению градуса отважности и активности некоторых популярных каналов способствовало раскрытие их анонимности. Упало и доверие аудитории к вбросам, которые в большинстве случаев оказываются недостоверными.
«Татарстанский Telegram, начав за здравие, кончил тем же, что и все местные СМИ, — междоусобными войнами. А это говорит лишь об одном: главная их цель — не делиться с людьми интересной информацией, а доказывать друг другу, кто главнее на этом новом поприще. Этот гнетущий непрофессионализм и клановость есть главная губительная сила не только журналистики, но и всего того, что творится в Республике Татарстан за последние 10–15 лет», — подвел черту на днях один из каналов.
Впрочем, сам инструмент показал свою эффективность в информационных войнах и в любое время может быть расчехлен вновь. // Одно из изданий.