Ну вот, в Беларуси окончательно додавили анархистов. Задержаны, кажется, сторонники вообще всех, разных путей. Отчасти, можно делать какие-то выводы.
1) Первыми прессанули "Революционное Действие". До событий последних месяцев это была самая заметная и активная движуха в Беларуси. И, соответственно, находились под самым пристальным наблюдением силовиков. РД, как я понимаю, в плане стратегии придерживаются идеи, что должно быть сильное организованное ядро активистов, с богатым опытом действий и их организаций, и с упором на уличную политическую активность. В общем, такой классический подход, что-то похожее у "Народной Самообороны" было. В силу этого они, действительно, привлекли к себе внимание и сочувствующих, и силовиков, которые разрабатывали их годами. И с началом протестов их быстро накрыли и отчитались что нейтрализованы "лидеры самой радикальной группы анархистов".
2) Партизаны-подпольщики, напротив, годами себя никак не проявляли, ограничивая своё существование в публичном поле лишь интернетом, да и там вяло. Видимо, не ждали, а готовились, так сказать. С началом массовых выступлений сколотили группу, занялись партизанскими вылазками, и довольно быстро также были пойманы. Численность повстанцев, правда, также показывает, насколько "выжидание революционного момента" без активной политической деятельности может организовать людей. Два старых подпольщика плюс два местных радикала - успехи для многолетнего ожидания крайне скромные.
Их замысел, как я понимаю, был в том, чтобы своим примером пропагандировать радикальные способы борьбы. При этом, они были далеко не единственными, по всей Беларуси совершались подобные нападения. Но они, видимо, имели наиболее чёткое представление для себя из радикалов, что и как нужно действовать, имели какую-то стратегию, или то, что считали ею.
На практике, как мы видим, Беларусь после их примера всё ещё не захлестнула партизанская война, и вряд-ли захлестнет.
3) Микола Дедок годами пытался стать медийной персоной, раскрутить себя как блогера и тд. Относительно, ему это удалось, он за собой также раскрутил группу "Прамень", которая до того была практически незаметна.
Во многом, как я понимаю, это связано с тем, что Дедку удалось монополизировать контакты с крупными беларускими протестными каналами. Интересно, что в самом начале протестов те давали ссылки на "Революционное Действие", но после того, как на них утвердились Прамень и Дедок, ссылки эти исчезли. Вероятно, не без помощи Дедка - он годами боролся против РД, пытаясь убрать любые упоминания о них из публичного поля. Достаточно вспомнить реакцию структур, связанных с Дедком, на репрессии против РД. Так и на этих оппозиционных каналах после появления Дедка исчезли любые упоминания репрессируемых анархистов из РД и самого РД.
Впрочем, свою связь с этими каналами Прамень и Дедок использовали не только для борьбы с оппонентами, но и для продвижения себя. Таким образом, они действительно стали крупными читаемыми протестными площадками. Правда, с точки зрения анархизма непонятно, как они этим воспользовались. Стали тут же продвигать "программу анархистов", ничем не отличающуюся от либеральной, в духе "честные суды, честные менты и честные власти", а в плане стратегии, никак не повлияли на радикализацию движения, следуя, в целом, общеоппозиционной тактике и не внедрив широко никаких анархистских стратегий.
В этом, правда, нет их вины. Даже если бы они призывали к радикальным действиям - вряд-ли люди последовали бы им. Для того, чтобы радикализировать протест, нужно не просто призывать к этому, но делать, показывать на своём примере. А для этого нужно иметь то самое организованное ядро активистов, способных непосредственно увлекать людей своим примером. Но, видимо, делать это не партизанскими налётами, к которым люди не смогут присоединиться, как это делали Олиневич с товарищами, а непосредственно на улицах, увлекая за собой толпу, как это делали ультраправые на Майдане в Киеве.