Сегодня исполняется 150 лет со дня образования Парижской Коммуны. Предлагаем вам к прочтению некоторые воспоминания Петра Кропоткина об этом событии.
Одиннадцатая глава книги Петра Кропоткина «Речи бунтовщика» посвящена Парижской Коммуне. Он считает, что народное восстание, начавшееся 18 марта 1871 года, стало исторической попыткой достичь человеческого освобождения. По его мнению, революция приняла бы не только политический, но и экономический характер, если бы восставшие пролетарии удержали контроль над городом. Анархический идеал, свободная самоуправляемая коммуна, был близок. Но версальские отряды обратили мечту в пепел.
Кропоткин пишет, что первый день восстания прошел относительно мирно. Но причина этого заключалась не в гуманизме властей. Просто режим Тьера боялся начала открытой конфронтации, поскольку парижане были вооружены. Но когда версальцы собрались с силами, события приняли совершенно иной характер:
«Оцепив Париж войсками и закрыв народу все выходы, они напустили на него целую армию солдат, озверевших от казарм и вина и сказали им: „Убивайте этих волков, волчиц и волчат!” Народу же они сказали: „Что бы ты ни делал, ты погибнешь! Застанут тебя с оружием в руках, — смерть! Сложишь ты оружие, — смерть! Будешь сопротивляться,— смерть! Будешь молить о пощаде — смерть! Куда ты ни взглянешь: направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз, всюду — смерть! Ты не только вне закона, ты вне человечества. Ни возраст, ни пол не спасут ни тебя, ни твоих. Ты умрешь, но раньше ты насладишься агонией твоей жены, сестры, матери, дочерей, сыновей, младенцев, взятых из колыбели! На твоих глазах будут вытаскивать раненых из госпиталей, рубить их шашками, добивать ружейными прикладами. Ты увидишь, как твоих братьев, обезумевших от боли, будут тащить за сломанную ногу и окровавленную руку и бросать в канавы, как кучу нечистот. „Смерть! Смерть! Смерть!” А после диких оргий и надругательств над грудами трупов, после массового истребление — месть! месть самая мелочная и отвратительная: плети, кандалы, каторга, нищета, оскорбления, голод и все самые утонченные проявление безумной жестокости» (текст работ Кропоткина взят из Викитеки).
Более тридцати тысяч мужчин, женщин и детей стали жертвами государственного террора, пишет Кропоткин. Фактически речь идет о геноциде парижских бедняков. Геноциде, организованном версальским правительством и одобренном большей частью французской аристократии и зажиточной буржуазии. Открытый социальный конфликт является фактом, констатирует Кропоткин. И размышляет, как угнетенные могут действовать перед лицом этого факта.