Есть история из жизни. Однокурсник, после защиты диплома (он поступил после восьмого класса) был призван в армию. Причем попал он служить в место, которым пугали нас — будешь выпендриваться, солдат, поедешь служить в Мазанку. Это бригада связи в Крыму, в горах, где даже нет заборов вокруг в/ч, потому что некуда бежать. Так же был высокий процент самоубийств, по слухам.
И однокурсник наш, назовем его Юрий, как всякий выпускник художественного училища был тут же призван рисовать запорожских казаков в бембельские альбомы. Чего делать Юре, прежде всего по эстетическим соображениям, ну совсе не хотелось. И он решил “затупить” и протележить, чему за 4 года в училище был обучен каждый, наравне с рисунком, живописью, композицией и скульптурой.
Когда был срок первой “ревизии” и выяснилось что вообще ничего не нарисовано, даже хреново, на вопрос — ты чо, приборзел, салага? Когда рисовать начнешь? Юрий ответил уклончиво — нет на то воли.
Какой тебе воли? Выговор с записью в грудную клетку от каждого дедушки — воля в миг появится!
Да не моей воли, возразил Юрий. Божьей воли нет на то. Этож не я только рисую, на то и воля свыше должна быть.
И возникла “педагогическая пауза” в несколько дней. Затем Юру вызвал замполит, пообщался за жизнь, за убеждения.
А еще через пару дней Юре выдали военник с 7Б и попращались. Отслужил Юра где-то месяц, а должен был два года. И такое это на Юру произвело впечатление, что по увольнению он покрестился и стал достаточно набожным, воцерковленным человеком. Больше на эту тему старается не шутить.