Size: a a a

Заполярные будни

2020 August 22
Заполярные будни
Прошлое, не надеясь на память будущего, метит камнем имена...
источник
2020 August 23
Заполярные будни
"На Камчатке" 1965
Шитиков Е.П.
Изображен аэропорт Петропавловск - Камчатский.
Обратите внимание на отсутствие рамок и прочего при входе/въезде на аэродром.
Страха не было.
источник
2020 August 26
Заполярные будни
источник
Заполярные будни
Может быть не совсем про Север...
Хотя нет, очень даже про Север.
Далее, текст нашего админа.
источник
Заполярные будни
"Отпуск у норильчан в 80 - е, как у металлургов, так и у смежных организаций, был барский - 90 дней плюс мой отец  активно сдавал кровь (она у него какая-то lV) и за это докидывали ещё 10 суток.
Итого - полных 100 дней, предмет неиссякаемой зависти "материковских" с их куцыми 28 - ю сутками в год)
Распорядок обычно был таков - путевка на море, естественно в Сочи, в комбинатовский санаторий "Заполярье", шикарное по тем меркам заведение с огромной территорией. Санаторий действует и поныне, так же относясь к "Норникелю".
Ну а после санатория по стране, по бабушкам/дедушкам, за вареньем для полярного нового года.

Численность жителей Норильска в те годы приближалось к 180 000 и была жуткая проблема с вывозом людей в летние отпуска.
Количество выходящих в отпуск с конца весны росло лавинообразно и аэропорт не справлялся, самолёты не успевали в срок вывезти жаждущих на юга.
Помню томительное ожидание в маленьком нашем аэропорту: куча сумок, по ним и около скачет детвора и я в том числе, так как у нас УЖЕ - отпуск, замотанных наших мам и кучкующихся на улице группами по интересам отцов, курящих и в глубине мечтающих о холодной кружке материковского пива.
ТУ - 154 летали как пчёлы, буквально, туда сюда, главные направления : Норильск - Красноярск, Норильск - Москва и  Норильск - Адлер.
Но все равно - электрички, такси и автобусы не давали опустеть Алыкелю, конвейер торопящихся в лето не иссякал.
И вновь - толчея, ожидание самолёта, сгорающие дни и нервы.
Надо было что-то делать, как-то срочно решать вопрос с достойной и своевременной отправкой истосковавшихся по пляжам норильчан.
И тут пришел ОН...
Первый советский аэробус ИЛ 86.
Лимузин гражданской авиации СССР.
источник
Заполярные будни
источник
Заполярные будни
источник
Заполярные будни
Первые рейсы самолёты Внуковского авиаотряда сделали в конце 1985, а с 1986 уже регулярно и плотно обосновались в нашем Алыкеле.

Мы не были тогда снобами и с благоговением заходили в чрево этого "баклажана", распластавшего свои огромные алюминиевые крылья по небольшому перрону норильского аэродрома.
Помню, родители оценили возможность не сдавать вещи в багаж, стойко отстояв при этом несколько раундов в очереди, а спокойно пройти через первый грузовой этаж аэробуса, оставив на его багажных полках свои важные сундуки и чемоданы. Так ильюшинцы воплотили долгожданный принцип для "Аэрофлота" - багаж при себе.

А сам полёт!
Мощный размеренный рёв четырех НК 86, никакой болтанки, удобные кресла, широкие проходы, в которых мы, ребятня, гонялись по салону в течении долгих четырех часов лёта до Адлера. А если повезёт, то добрая тетя - стюардесса могла прокатить в лифте с первого этажа на второй - единственном таком волшебном устройстве на отечественных самолётах.
источник
Заполярные будни
источник
Заполярные будни
Тот самый лифт, предмет повышенного внимания пассажиров категории 6+😁
Фото Марина Лысцева.
источник
Заполярные будни
Чувство надёжности, подкреплённое фактами - ни одного отказа двигателей во всё время эксплуатации ИЛ 86-х во Внуковском авиаотряде.
Ведь четыре двигателя - это четырехкратное резервирование, любой инженер скажет.

А внизу тем временем проплывали изгибы северных рек, никому ещё тогда не нужный глухой Ванкор, за ним среди ямальской тундры сиял огнями молодой Уренгой, ледяные меандры Оби, припорошенный становой хребет седого Урала, бесконечные болота Коми.
Но через два часа ландшафт внизу начинал оттаивать, сереть, чернеть и вот наконец появлялся долгожданный зелёный цвет обивки земли - этот дефицитный для нас, норильчан, цвет лета.

Сейчас можно сказать, что вот мол он был неэкономичный - да пффф, моего батю и меня лично с мамой - то есть нас, пассажиров - это никогда не интересовало, мы же были не бухгалтера, но живые люди, честно летевшие покорять южные курорты после 9 месяцев школьных актировок, трудных родительских смен в каменных жарких цехах и сырых подземельях талнахских рудников, в шубах, шапках, шарфах в апреле, пурге на 1 мая, робкому солнцу при минусовой температуре в День Победы.
Этот перерасход керосина, так занимающий сейчас "специалистов" авиационной тематики, мы отрабатывали сполна, в прямом смысле давая металл стране.
Да и главное в самолёте всегда было и есть - не экономика, но надёжность и безопасность полета.

Момент приземления - мягко плюхался "баклажан" на раскаленные плиты адлерской ВПП своими толстенными стойками, упруго пружинил и через пару минут солидно заруливал к терминалу, под восхищённые и уважительные взоры коллег по небу.
Полет окончен.
Здравствуй юг, здравствуй солнце, фрукты, море, беззаботное веселье и круговерть летних теплых впечатлений.
источник
Заполярные будни
ИЛ 86 в аэропорту Адлера, первый технический рейс, 1978 год.
Фото Валентина Гребнева.
источник
Заполярные будни
источник
Заполярные будни
Пишут, что вроде как больше не летают "баклажаны", сняты со всех линий, отработали своё, не убив ни одного пассажира за свои 30 лет эксплуатации в небе России.

Этот битюк навсегда останется в летописи истории гражданского флота нашей страны, в летописи Норильска - с его приходом на линию многие норильские семьи надолго забыли ту злободневную лихорадку, что портила предвкушение перед таким событищем, как "северный" отпуск.

Красивый, добрый и спокойный "баклажан", обладатель Ленинской премии, самый надёжный самолёт СССР.

Спасибо за те "воздушные ямы" при взлёте над Таймыром (визгу было в салоне!) и за тот детский восторг, греющий теплом воспоминаний и поныне."
источник
Заполярные будни
источник
Заполярные будни
Норильск, сентябрь 1988 года. Возможно, где-то там у самолёта тащится за руку с родителями и наш герой)
Фото severok1979
источник
Заполярные будни
И чтобы уж по полной, то нашли одно единственное видео посадки 86 - го в Алыкеле, в постсоветский период.
источник
Заполярные будни
источник
Заполярные будни
На снимке очередная попытка взять ходом Карское море с помощью КрАЗа 255.
Харасавэй, 80 - е.
Фото Фёдор Бециву
источник
Заполярные будни
Приятно осознавать, что среди ответивших так много ИТР)
Но с другой стороны, напрашивается вопрос - а кому тогда твёрдо стоять на лопате?..
источник