🇺🇦🇷🇺 10 лет назад многие в Москве и в Тбилиси поторопились сделать вывод об окончательном и бесповоротном разрыве между двумя странами. Однако сейчас российско-грузинский конфликт частично утратил свою остроту. Назвать «нормальными» отношения Москвы и Тбилиси язык нельзя, но и разрыва не случилось — слишком велико значение таких фундаментальных факторов, как географическое соседство, длительная общая история, культурная близость и, наконец, банальная экономическая целесообразность.
Исследуя российско-украинские отношения в статье для
@ru_global, Андрей Кортунов считает, что такие же фундаментальные факторы действуют и в этом конфликте. Конфликт в Донбассе при всей его остроте и трагизме все же не относится к числу принципиально неразрешимых проблем российско-украинских отношений (в отличие от статуса Крыма). Существующие разногласия по статусу, по модальностям процесса воссоединения Востока с остальной частью страны так или иначе преодолимы. Важно не останавливаться на первом достижении мирного процесса - "заморозке".
Для дальнейшего движения А.Кортунов считает необходимыми изменения в базовых представлениях трех сторон украинского конфликта, которые, однако, не должны стать синонимом признания своего поражения.
Для России (и власти, и общества) принципиально важно признать и принять субъектность украинского народа и украинской власти.
Для Украины (в первую очередь для элиты, но и для общества) важным было бы признание сохраняющегося регионального, социально-экономического, этно-конфессионального, культурно-лингвистического плюрализма в стране. Данный плюрализм — не результат злокозненных происков Кремля последних лет, а итог длительной, сложной и противоречивой истории той части Восточной Европы, которая существует сегодня в границах единого украинского государства.
Для Запада важно признание того, что масштабы и характер западной поддержки Киеву должны определяться не степенью враждебности киевского руководства к России, но последовательностью и прогрессом в социально-экономической и политической модернизации страны.
А ускорить процесс могли бы два обстоятельства:
1. Синхронизация или хотя бы сближение циклов структурных экономических преобразований в России и на Украине. По примеру германо-французского «национального примирения» 60-х гг.
2. Важным катализатором будущей нормализации могло бы стать начало обсуждения перспектив выстраивания новой системы европейской безопасности.
Подробнее
http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/uteshenie-istoriey/