Тг-канал Yuzik-Иранская власть @
YuzikTalk специально для Незыгаря
@russica2 Несколько дней назад в Тегеран с рабочим визитом прилетал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
После обязательной встречи со своим иранским коллегой Джавадом Зарифом и подписания договоров об открытии культурных центров (в России иранские центры давно работают, а вот в Иране российских не было), Лавров - не совсем по статусу - встретился со спикером иранского парламента Мохаммедом Багером Галибафом.
И вот это куда интереснее протокольных снимков и рукопожатий в МИДе.
Потому что Галибаф - это публичный представитель «пророссийской партии» консервативного крыла иранской власти.
Публичный - потому что за спиной Галибафа, в тени, стоят влиятельные ксировские генералы и адмиралы, не желающие складывать все яйца в китайскую корзину и следующие традиционной иранской стратегии создания разнополюсных союзов (например, Иран сдал Чахабар, один из своих южных портов, в аренду и инвестирование Индии, которая при помощи США позиционируется как «центр китайского сдерживания» в регионе).
Лоббистами сотрудничества с Россией можно было бы назвать генерала Сулеймани, контр-адмирала Али Шамхани, секретаря Высшего совета национальной безопасности, самого Галибафа, который возглавил парламент в феврале 2021, Можтабу Зоннура, возглавляющего парламентский комитет по нацбезопасности и внешней политики и ряд других. Галибаф и Зоннур в феврале прилетали в Москву с рядом поручений от верховного лидера Хаменеи.
Но не только «письмо от Хаменеи» Путину и углубление двусторонних связей являлось целью визита. Над-цель - подписание 25-летнего стратегического соглашения о всестороннем сотрудничестве с Россией, по типу китайского.
Галибаф - генерал КСИР, который 12 лет занимал хлебную должность мэра Тегерана, с 2005 по 2017 гг, два раза баллотировался на пост президента; харизматик и популист, из-за этого, видимо, соперничающий с Ахмадинежадом. Во второй раз, в 2017-ом, набирая значительное количество голосов, по решению КСИР снялся с выборов в пользу нынешнего главы судебной власти Эбрахима Раиси (несмотря ни на что, проигравшего тогда Роухани).
Галибаф является также проводником китайских интересов. По линии Меджлиса (парламента) он взаимодействует с председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Ли Чжаньшу. Именно с Ли Чжаньшу, чрезвычайно влиятельным китайским аппаратчиком, инициатором бессрочного правления Си Цзиньпиня, глава того созыва парламента, который проголосовал за изменение конституции КНР. Кроме президента Путина, в России он общается с Вячеславом Володиным, а в Иране с недавних пор - с Галибафом.
Вчера на встрече с Лавровым Галибаф опять подчеркнул важность заключения «долгосрочного сотрудничества между Россией и Ираном», упомянув усиления роли ЕАЭС в нем и усиление роли Ирана и России в Центральной Азии и обещания, полученные в феврале в Москве и создании финансового и логистического центра «для облегчения двустороннего сотрудничества».
Галибаф при помощи посла Ирана в России Казема Джалали будет и далее лоббировать заключения «25-летнего соглашение между РФ и Ираном», так как оно нужно ему как козырь для его президентской кампании 2025 года (в этом году он вряд ли будет баллотироваться).
В принципе, Россия обладает хорошими возможностями в иранской политической системе на сегодня: у неё есть кандидаты в президенты среди двух противоборствующих лагерей: и среди «прагматиков» крыла Роухани-глобалистов, и среди ястребиного-ксировского крыла, в которые можно вложиться на ближайшую перспективу, но обязательно памятуя о том, как имам Рухолла Хомейни пришёл к власти с помощью западных спецслужб и нарушил все договорённости, как только укрепил личную власть.