У главы Кузбасса Сергея Цивилёва ближайшие два года, аккурат до следующих губернаторских выборов, будут очень сложными. С одной стороны президент
поручил кабмину задачу поскорее утвердить программу социально-экономического развития Кузбасса и подчеркнул важность диверсификации экономики региона, целиком и полностью зависящей от угледобычи, «чтобы жизнь людей не была критически завязана лишь на одну только отрасль». С другой стороны глава государства
поставил задачу увеличить экспорт угля из Кузбасса: обеспечить к 2024 году, как минимум, плюс 30 процентов перевозок угля в восточном направлении по сравнению с 2020 годов.
И с диверсификацией экономики, и с наращиванием экспорта на восток у Кузбасса всё очень непросто. Объективно пропускная способность Восточного полигона ограниченна, поэтому между регионами Сибири есть конкуренция за доступ к вывозным мощностям дороги. Квоты распределены не пропорционально, у Кузбасса есть резерв в 53 млн тонн, но из-за сбоев в период пандемии предприятия региона не могли в срок, согласно расписанию, отгружать прописанные объёмы. В таких случаях РЖД отдавали освободившиеся мощности другим регионам и, в условиях дефицита дорожных мощностей, а также проблем с вывозом из Кузбасса его соседи увеличили отгрузку на экспорт.
Это закономерный итог, тем более что чисто географически регионы востока Сибири и Дальнего Востока ближе к портам, а значит, у них преимущество перед Кузбассом в плане скорости поставки угля в Китай и другие страны АТР. Так, погрузка угля по итогам 2020 года выросла в Новосибирской области на 26%, с 5,4 до 6, 9 млн. тонн. В Иркутской области рост составил 29%, с 2,1 до 2,8 млн т, в Бурятии – 14%, с 8,5 до 9,8 млн т, в Забайкальском крае – на 36%, с 1 до 1,4 млн т, в Якутии – на 12%, с 5,8 до 6,5 млн т, в Хабаровском крае – на 6%, с 3,3 до 3,5 млн т., а в Приморье – на 20%, с 516 до 621 тыс. т. В Кузбасса по итогам прошлого года погрузка угля увеличилась всего на 5%.
#сфо #кузбасс