Первые залпы индустриальной войны
Наш колумнист
Сергей Мардан анализирует экономическое состояние страны в современных условиях в свете американских санкций
против "Северного потока-2".
Санкции, введенные Соединенными Штатами против "Северного потока-2" стали для России национальным унижением. Сразу после их официального объявления гигантская стройка, в которую мы инвестировали огромные финансовые и политические ресурсы – остановилась. Швейцарская компания трубоукладчик Allseas немедленно прекратила работы в Балтийском море.
Перед лицом какой реальности оказалась в начале 2020 года Россия.
Во-первых. Нужно признать и сказать со всей возможной прямотой, что деиндустриализация, которую пережила Россия в последние 30 лет, является сегодня смертельной угрозой безопасности и суверенитету страны.
Во-вторых. Правительство не уделяло должного внимания этой проблеме все прошедшие годы. Бухгалтерская сосредоточенность экономического блока на цифрах ВВП и инфляции привели к тому, что чиновникам вообще по фигу, за счет чего выполнять эти показатели. Им, по большому счету, все равно, что обеспечит выполнение этого плана – спекулятивный рост на бирже или сырьевой экспорт. В результате, никто конкретно не отвечает за состояние дел в конкретных отраслях экономики.
В-третьих. Санкции, подобные введенным США против «Северного потока-2» могут возникать в любой момент и против любой российской отрасли. И скорее всего, они будут и дальше. Их последствия могут оказаться еще тяжелее. Например, почти 100% семян российское сельское хозяйство импортирует. Среди мировых производителей – две крупнейшие компании – американские, и две – немецкие . Выводы можно сделать самостоятельно.
Необходимы новые форматы и новые люди. Вместо бессмысленных министерств создавать проектные офисы, которые должны заняться действительно национальными проектами. Не абстрактный проект «Экономический рост», который все равно не выполняется, а 10-15 ключевых направлений, способных обеспечить национальный суверенитет в условиях, в том числе, прямого противостояния с Западом. Чтобы не повторилась история с «Северным потоком-2», когда не хватило 5 лет и миллиарда долларов, чтобы завести хотя бы один работающий собственный трубоукладчик.