Правильный вопрос поднял Егор Иванов. Ему, как и мне, нестерпимо наблюдать деградацию русского языка. Не только потому, что мы связаны с языком профессиональной подготовкой. Увядание языка, примитивизация лексики и синтаксиса отражают (мы все это знаем) деградацию народа, страны. Это не упрощение во имя прогресса, это трупные пятна вырождения. Правда, товарищ Сталин разъяснял ретивым марксистам-современникам, что язык - это несколько больше, чем сиюминутное сознание, а значит, не всегда подчиняется общественному бытию. Но мы же видим: языки могут умирать и отмирать совсем, вслед за носителями языков. Где, к примеру, языки 150 миллионов американских индейцев? При империализме язык мгновенно отражает природу отношений между колонией и метрополией.
This is not a love song,
I don't speak my mother's tongue!
Немцы из Rammstein точно поймали это настроение, эту тревогу.
Да, бывало в нашей истории всякое. Не раз и не два, наигравшись в заимствования, мы потом поворачивали штыки против "культурных авторитетов". И грибоедовская смесь французского с нижегородским исчезала из обихода.
Но сегодня, когда число носителей языка сокращается ежегодно тысяч на семьсот, можно ли полагаться на историю?
- Хорошего дня
- Наслаждайтесь!
Речь уже не об одних вывесках на иностранном, а о трансформации грамматического строя языка ("до 50% выгоднее!"), о морфологическом, фонетическом подражании вплоть до полного самоотречения.
И, конечно, надо отличать нашу культурную обеспокоенность от судорог пуристов-параноиков. Никто не предлагает переименовывать фортепьяно в тихогромы. Никто также не возьмется оспаривать неизбежность универсализации при капитализме (тем более - социализме, см. Манифест). Но такая универсализация должна происходить на основе свободного развития и взаимопроникновения, а не подавления/подчинения национальных культур.
Сегодня же эволюция языка безусловно является отражением диктата и гегемонии в сфере общественного производства.
Имхо, я сделал ваш день,
Можете набрасывать на вентилятор.