
Многие слышали на прошедшей неделе про планер, залетевший очень высоко 🔭.
Рекорды в области авиации фиксирует Всемирная Федерация авиационных видов спорта, более известная по своему французскому названию - FÉDÉRATION AÉRONAUTIQUE INTERNATIONALE (или сокращено FAI). Перевод @AviaComments с её сайта ниже.
AIRBUS PERLAN ПОДНИМАЕТСЯ ДО САМОЙ ВЫСОКОЙ ВЫСОТЫ, КОГДА-ЛИБО ДОСТИГАЕМОЙ НА ПЛАНЕРЕ
Взлетев над заснеженными Андами 28 августа 2018 года, безмоторный Airbus Perlan Mission II пролетел до невероятной высоты высоты 65,605 фута (=19996,4 м, т.е. фактически 20 километров без 4 метров!), используя стратосферные горные волны, чтобы побить текущий рекорд, установленный в сентябре 2017 года. Уже второй раз за несколько дней самолет достиг более 60 000 футов (более 18288 метров, чтобы побить свой собственный мировой рекорд.
Для достижения этой высоты планер с герметичной кабиной проходил линию Армстронга - точку в атмосфере, в которой кровь человека кипит, если она не защищена. Экипаж - Джим Пейн и Мигель Итурменди - используют специально разработанную систему для рециркуляции чисто кислородной атмосферы в кабине. Такие технические «навороты» нужны для понижения давления в кабине, чтобы было меньше избыточное давление на конструкцию изнутри, всё ради борьбы за вес. Крылья летательного аппарата предназначены для полета в условиях, когда плотность воздуха составляет всего 3% от нормальной плотности воздуха на уровне моря и при температурах минус 70 градусов C, что похоже на поверхность Марса.
Этот уникальный планер является результатом работы проекта « Перлан» - команды добровольцев, цель которых доказать, что летательный аппарат без двигателя будет летать, как они говорят «на краю космоса», который у них не на 100 км, а на высоте 90 000 футов (примерно 27,5 км) и исследовать, как «стратосферные горные волны» влияют на озоновый слой и изменить глобальные климатические модели. Окружающая температура и химический состав воздуха не подвержены влиянию летательного аппарата, что облегчает изучение атмосферы.
Место успешного полета - Эль Калафате в Аргентине, отдаленный район Патагонии. Он идеально расположен для достижения рекордной высоты, потому что стратосферные горные волны особенно усилены полярным вихрем из Антарктиды, который происходит только на короткий период каждый год.
НАУКА, СТОЯЩАЯ ЗА ПОЛЕТОМ
С 1932 года на горных волнах летают планерные пилоты. Процесс похож на серфинг на волне в океане, за исключением того, что планер находится в волне, а не на поверхности волны. Эйнар Эневолдсон, лётчик-испытатель NASA, видел доказательства того, что зимой в районах, расположенных ближе к полякам, волны могут простираться над тропосферой и хорошо проникать в стратосферу. Раньше никто не искал волны в стратосфере в субполярных регионах зимой. С 1992 по 1998 год он собрал много доказательств того, что эти волны существуют, и обнаружил, что они могут быть достаточно сильными, чтобы поднять планер до значительных высот. В 1998 году доктор Элизабет Остин присоединилась к Эйнару в поисках понимания стратосферных горных волн. Она обнаружила, что полярный вихрь и один из его основных компонентов - стратосферная полярная ночная струя, существующий только зимой, обеспечивает высокоскоростной ветер в стратосфере, который приводил в действие невероятно высокие волны. Проект Perlan был создан для изучения этих волн и взлета с их помощью на край пространства.
Airbus Perlan 2 - это герметичный планер, предназначенный для полета на краю пространства, где плотность воздуха меньше 2% от уровня моря. Он имеет экипаж из двух человек и несёт научные приборы, необходимые для изучения стратосферных горных волн. Планер имеет вес 1800 фунтов (816 кг) и размах крыла 84 фута (25,6 м). Его истинная скорость полета на высоте 90 000 футов будет составлять 350 узлов (650 км/ч). Кабина будет находиться под давлением до 8,5 фунтов на квадратный дюйм (0,58 от давления на уровне моря).
Изображения ниже с сайта проекта Perlan.
https://www.fai.org/news/airbus-perlan-mission-ii-soars-highest-altitude-ever-reached-glider