AviaComments
Межгосударственный авиационный комитет (МАК) может распасться уже к лету этого года. Вместо него члены пяти государств-участников Евразийского Союза создадут Международное бюро по расследованию авиационных происшествий.
...
МАК был учреждён на основании подписанного 30 декабря 1991 года межправительственного «Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства». Занимается расследованиями авиационных происшествий, кроме АП с воздушными судами МО РФ. МАК учреждали 11 государств бывшего СССР, в том числе Украина и Молдова. До ноября 2015 года МАК осуществлял сертификацию воздушных судов, аэродромов и авиакомпаний. Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2015 года № 1283 функции и полномочия по сертификации типовой конструкции воздушных судов, двигателей, воздушных винтов и аэродромов, которые были возложены на МАК, перераспределены Минтрансу, Минпромторгу и Росавиации. При этом авиарегистр МАК (АР МАК) лишен полномочий, но деятельность свою продолжает. В 2016 году в Правительстве рассматривался вопрос о лишении полномочий МАК по расследование АП, а также вопрос о выходе России из состава МАК.
...
То есть, технически Россия выйдет из Соглашения 1991 года и учредит с Арменией, Белоруссий, Казахстаном и Киргизией новую организацию. К новой организации могут присоединиться и другие страны, например, Таджикистан, Узбекистан, Туркмения, Монголия и Иран.
...
В проекте есть узкие места, а именно взаимоотношения с Европейским агентством по безопасности полетов (EASA), Федеральным управлением гражданской авиации (FAA - центральный орган государственного управления Соединённых Штатов Америки в области гражданской авиации) и Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) - это специализированное учреждение ООН, устанавливающее международные нормы гражданской авиации и координирующее её развитие с целью повышения безопасности и эффективности. Технически всё решаемо, но потребуется добрая воля всех трех организаций и Правительств США и ЕС, чтобы перенести многочисленные функции с МАКа на новое Бюро. Это не может быть сделано в уведомительном порядке, так как регулируется отдельными соглашениями.
AviaComments:
⬆️ А вот это уже неофициально, но гораздо серьезнее.
Прошлый демарш с переносом вопроса сертификации на Росавиацию был отчасти вынужденным: Анодина (глава МАК и мама хозяина "Трансаэро") хотела отозвать сертификаты типа у самолётов, составляющих большинство парка отечественных авиакомпаний в качестве мести за закрытие "Трансаэро".
Тогда это помешало продажам " Суперджета", так как его сертификация в Европе шла через признание европейским сертификатором (EASA) сертификата типа, выданного АР МАК. Но из-за передачи функций непонятной для европейцев структуре (какая нормативная база, кто эксперты и т.д.), процесс вставал...
Расследования авиапроисшествий и катастроф не менее важны тем, что их цель всегда не найти виновных (это к следственным органам), а выяснить причины произошедшего для недопущения подобного в будущем - устранить конструктивные недостатки, изменить организационные вопросы, добавить новые требования к разработке и сертификации самолётов.
И создание новой структуры вместо МАК может надолго парализовать эти процессы, а это наша с вами безопасность как пассажиров да и просто жителей страны, над которыми летают самолёты.
✈️