Проблема нелегальных автобусных перевозок в России многолетняя и глобальная, и ситуация в этой сфере продолжает ухудшаться.
Во-первых, "серые" перевозчики серьезно увеличивают риск ДТП, в том числе, со смертельным исходом. Одна из последних громких аварий с нелегальным автобусом произошла под Тверью - погибло 13 человек. Нелегалы экономят на ремонте, не проводят предрейсовый технический осмотр автобусов, не контролируют режим труда и отдыха водителей – и вот результат.
Во-вторых, страдает экономика страны в целом. Реальность такова, что на нелегальные перевозки, включая сервисы «попутчиков» типа «BlaBlaCar», приходится около 45% рынка межрегиональных пассажирских перевозок. Сюда же входят и онлайн-площадки типа "Яндекс.Автобусы", которые продают билеты на рейсы нелегальных перевозчиков. Налоги участники «теневого» рынка не платят, а обороты здесь впечатляющие: только в этом году нелегальный рынок перевозок эксперты оценили в 16,3 миллиарда рублей и 31 миллион пассажиров. При этом добросовестным компаниям все сложнее и сложнее конкурировать с нелегалами, и они вынуждены сворачивать бизнес, сокращая количество рабочих мест.
В-третьих, рынок автобусных перевозок очень криминализирован. Преступные группировки не только «крышуют» нелегальных перевозчиков, но и силовыми методами «выдавливают» с рынка легальные компании.
В общем, проблема есть, и решать её нужно срочно. Эксперты советуют максимально автоматизировать процесс контроля за перевозками, чтобы исключить человеческий фактор и фактор коррупции. Кроме того, нужно отладить механизмы лицензирования, а в идеале сделать так, чтобы с лицензией было работать выгоднее, нежели без неё. Лицензирование автобусных перевозок, кстати, уже ввели - неделю назад Владимир Путин подписал соответствующий закон. Но этого недостаточно, нужны комплексные меры.
https://www.gazeta.ru/auto/2018/11/08_a_12051331.shtml