Вопрос объединения регионов отложили, но экономика не стоит на месте, поэтому журналист Григорий Дитятев рассматривает роль Архангельской области и Ненецкого автономного округа в стратегии развития Арктики как основную:
«По итогам совещания у вице-премьера Юрия Трутнева было решено отложить вопрос об объединении НАО и Архангельской области и даже, быть может, отказаться от этой идеи (версия Юрия Бездудного). Пока что возникла идея сформулировать новую арктическую программу развития Архангельской области и НАО, что весьма актуально для обоих регионов. Несмотря на то, что совсем недавно, ещё осенью 2018 года была принята Стратегия развития Архангельской области до 2035 года, она не содержит никаких внятных проектов, связанных с Арктикой, или новыми технологиями, за исключением архаичного «Белкомура». Её разработчики слишком «переиграли» социальную тему и экономические перспективы развития остались непроработанными. Именно это и нужно восполнить в новой программе. А если Цыбульскому еще удастся как-то дистанцироваться, или рассмотреть хотя бы как один из сценариев тему добычи углеводородного сырья в Арктике, то такая новая Стратегия будет действительно крайне востребована и полезна.
Сложность этой работы состоит в том, что действующая на настоящий момент Арктическая стратегия России, как представляется, чересчур зациклена на возможностях Мурманской области, власти которой присвоили бренд «столица Арктики». По сути, мурманская парадигма предполагает очень затратное, с опорой на проводку атомными ледоколами, вахтовое заселение арктических пространств на всём протяжении Севморпути, с тем, чтобы в зависимости от экономической конъюнктуры зарабатывать либо на транспортных потоках, либо на добыче углеводородов на шельфе. Это неолиберальное видение освоения Арктики не имеет ничего общего со сложившимися в макрорегионе историческими традициями жизни. Оно утопично, так как игнорирует непростую для России международную обстановку, а также серьезный правовой аспект: Севморпуть заканчивается у побережья Новой Земли, Мурманск не имеет к нему прямого отношения.
Неожиданный реверс в объединении НАО и Архангельской области позитивен. Он показывает, что федеральный центр не всецело «омурмился», а действительно серьёзно относится к арктической повестке с учетом Архангельской области и НАО. Большой, объединенный регион становится основным претендентом на получение средств на освоение Арктики. Теперь главное не спешить, а постепенно готовить программу совместного развития территории в интересах людей».