#СтыдныеВопросы
#СтыдныеВопросы ПРО ТАКСИВоспитанному советским прошлым человеку всегда кажется, что цены повышают злые коммерсанты, а для того, чтобы её снизить, достаточно поставить специально обученный госорган и контролировать пожестче, как это делали при Сталине. Вот и в Казахстане вслух заговорили о необходимости регуляции рынка такси.
Председатель Ассоциации транспортников города Нур-Султана (входящие в неё автопарки обслуживают не более 5% корпоративных клиентов, то есть не репрезентативны от слова совсем) Медет Курманов заявил, что срочно нужна регуляция комиссии, всей деятельности и мониторинг.
@FINANCEkaz решило разобраться есть ли проблемы на казахстанском рынке такси и отвечает на #СтыдныеВопросы об этом рынке.
— 80% услуг такси потребители получают через мобильные сервисы по заказу такси у частных автовладельцев, осуществляющих деятельность без регистрации, то есть нелегально.— Это неправда. Мобильные сервисы выступают лишь агрегаторами, к которым подключают как автопарки, так и частных автовладельцев. Чтобы подключиться напрямую, необходимо открыть ИП, то есть работать "по белому" и платить налоги. В Казахстане в основном водители работают через автопарки, которые и следят за качеством услуг, а также состоянием машин.
— Но если ввести регуляцию и ограничить комиссии, цены же снизятся?— Наоборот. Когда создаётся искусственный дефицит – цены, настоящие, а не официальные, растут. Побочный эффект госрегулирования цен — это бурный рост черного рынка, то есть уход целых отраслей экономики в нелегальный сегмент. Хотелось бы избежать такого поворота событий в сегменте такси. Чем жестче регулируют — тем больше желающих нарушить.
— Иностранные компании монополизировали всё, а налоги тут вообще не платят. — Это вранье. Только за этот год Яндекс.Такси Корп (так называется компания в Казахстане) уплатила 638 млн тенге налогов, это в два раза больше, чем за весь прошлый год. И это без учета налогов, которые платят водители. Кроме этого ещё в 2019 году Яндекс подписала меморандум с налоговиками, пообещав им всячески помогать и мотивировать таксистов платить налоги и работать в белую. Все таксопарки, работающие по сервису «Яндекс.Такси», с января 2019 года предоставляют сведения по частным извозчикам в налоговые органы.
— Иностранцы — это зло, они пришли и захватили наш рынок.— Действительно в Казахстане работают иностранные сервисы, но стоит заметить, что это все они частные иностранные компании. Казахстанским IT-компаниям никто не мешал создавать и развивать свои сервисы. Вообще в свободном и развитом мире это общее правило – используется самый лучший сервис.
— Мобильные сервисы плохо, вот раньше всё было лучше.— Онлайн-сервисы обеляют рынок. Полная прозрачность процесса, видишь данные водителя - сервис сможет отследить, кто именно выполнял заказ, есть возможность делиться статусом поездки с другим человеком. Система рейтингов позволяет делать так, что сами пользователи определяют качество, следят, чтобы услугу оказывали в должном виде. В целом онлайн-сервисы повышают качество оказываемой услуги.
— Но регуляция рынку нужна!— Любые профобъединения должны быть добровольными и служить целям широкого круга участников. Иначе это похоже на коррупционные схемы и стремление установления доминирования.
— Без регуляции цены не снизятся!— С ней они точно вырастут. Такая модель может привести к росту цен за поездки, что сделает такси недоступным способом передвижения или же может способствовать снижению дохода водителей, что приведет забастовкам и нестабильности в сфере перевозок.
— Нужны предельные цены!— Нет, не нужны. Казахстан — страна с рыночной экономикой и пока мы не вернулись в советский союз ни о каких максимальных ценах речи идти не может — цена определяется балансом спроса и предложения, а наличие широкой конкуренции на рынке обеспечивает прозрачность этого процесса.
Резюмируя
@FINANCEkaz заявляет — руки прочь от рынка такси, рынка, где сейчас правит бал потребитель, получая нормальный уровень сервиса по приемлемым ценам.