Что происходит с Яндексом — попробую объяснить.
Если вы думаете, что это что-то из ряда вон выходящее — то нетъ. Практика «неформального взаимодействия» — обычное дело в интернетах и телекомах. Происходит это примерно по такому сценарию:
В компанию приходит некто (иногда в погонах, иногда в гражданском, иногда — просто хрен с горы) и говорит: «а давайте %вот_так% сделаем».
Под переменной %вот_так% может скрываться что угодно — найти координаты подключения к БС мобильного номера, IP-адрес и его владелец в моменте времени, регистрацию номера телефона, убрать ссылки или пост, вычислить автора поста etc.
После идет диалог с нектом: «а что если я сделаю %вот_так?» — «тогда вам ничего не будет», — говорит хрен с горы.
И компании делают %вот_так%.
Почему? Ну, потому что многозачительное «ничего не сделаю» может подразумевать что угодно. Наезд налоговой, проверка Роскомнадзра, предписание ФСБ. А поскольку правила всего вообще запутаны, то косяки есть у всех. Ну, то есть — вот любого оператора бери и любого можно при желании найти нечто, что приведет или к штрафникам, или вообще к отзыву лицензии, а затем уголовки по «незаконному предпринимательству».
В «больших конторах» еще хуже. Там в специальных подразделениях работают «бывшие» у которых друзяшки и собутыльники. Там неформальное общение поставлено на промышленный поток. «Ты мне — я тебе».
Собственно, в данном случае с Яндексом, очевидно, произошел некий «сбой системы». Не договорились. Уж, не знаю на какую тему, но что-то пошло не так. И был организован «накат».
«Накат» основан на заведомой неисполнимости требований — Яндекс должен удолить «то, не знаю что». Перспективы «наката» печальны и я не берусь предсказывать исход. Скорее всего — Яндекс прогнется. Ну, потому что Газпром-Медиа не играет в шахматы, а тупо машет дубиной. Шахматисты всегда проигрывают грубой силе.
Как с этим бороться?
Не поверите, но у меня есть один рецепт. Правда, он очень сложный и требует координации действий большого количества субъектов. С непредсказуемыми последствиями.
Но чего больше всего не любят «неформальные отношения»? Правильно. Их формализации. А как проконтролировать формальность исполнения «неформальных отношений»? Правильно — их публичностью.
Провайдерам и интернет-компаниям необходим публичный регламент взаимодействия «по запросам». Включая «органы», вообще власти, правообладателей, граждан.
Вот есть же «право на забвение»? Собственно, необходим точно такой регламент с публикацией статистики запросов. Причем, по правообладателям, например, можно еще и публиковать объекты и субъекты запросов — это охладит «душевные порывы» некоторых копирастов. Ну, просто общество будет видеть весь абсурд этих запросов. Точно так же, как и по «праву на забвение», поток запросо на который, кстати, сильно поубавился.
Регламент обращений и соответствие оному может стать причиной катастрофического падения интереса «палочников». Ну, потому что формализует кто-что и на каком основании может запрашивать. А если еще и публиковать авторов незаконных запросов, судиться с ними — то это приведет к чистке «органов» от ленивых жоп и некомпетентного отребья.
Аналогично было бы прекрасным судиться с РКН по фильтру блокировочек, куда суют всякие непотребности с некорректными ссылками и «резиновыми постановлениями».
Ибо, почему РКН@МВД@ФСБ и прочие хрены с горы ставят раком всю отрасль? Да потому что никому даже в голову не приходит, что можно работать по правилам. И формировать эти правила публично и открыто. Многолетняя практика «неформального взаимодействия» же. А это по сути таже коррупция, если не хуже. Вот. Доигрались.
От имени ОЗИ, Роскомсвободы, «Центра Цифровых Прав» и всех прочих «интернет-правозащитников» я призываю компании задуматься над происходящим. Я не раз уже писал, и напишу еще сто раз, пока общественность и профтусовка наконец не осмыслит: открытые регламенты и данные, аппеляция к широкой общественности — единственный способ защиты в сложившейся ситуации. Суды и полицаи — это не ваши бро. Ваши бро — это абоненты.