На CB insights вышел материал про разбор бизнес модели Убера.
Водители
Самая дорогая часть бизнеса — наём водителей. Бонусы для одного нового водителя могут быть $2000-$5000 всего лишь за несколько поездок. А потом водители пропадают. Отток водителей (driver churn) — 80% в год. То есть после года работы остается только 20% водителей. С середины 2017 до середины 2018 года количество водителей увеличилось с 2 млн до 3 млн. С учетом их оттока Uber нужно нанимать 450 тысяч водителей в месяц!
Клиенты и рынки
С ростом доли рынка цена привлечения клиента постоянно падает. Главный канал роста за все время — реферальная программа. $20 за скачивание приложения и совершение первой поездки.
95% ранних клиентов Uber узнали о нем от друзей.
Самая высокая цена привлечения клиентов была в России и Китае из-за набравших силу локальных игроков.
В Шанхае Uber одна поездка приносила 150% убытка от её цены. Про Россию цифр нет в отчете.
После сделок в Азии и России Uber смог превратить убыточные рынки в прибыльные и показал впервые прибыль $2,5 млрд в первом квартале 2018 года.
Конкуренция и госрегулирование
Lyft в последнее время растет куда быстрее, чем Uber, постоянно сокращая разрыв. Его доля рынка в Америке уже 28%, у Uber 70%
Важнейшая часть бизнес-модели Uber — отсутствие зарплат водителей. Все они Independent Contractor (типа ИП). Локальные чиновники вечно пытаются запретить Uber за это.
Главная линия защиты Uber от чиновников — «закон Трэвиса» (Travis’ Law). Это гипотеза о том, что люди так любят Uber, что будут сильно недовольны правительством, если они его запретят. Закон Трэвиса хорошо срабатывает в Америке, но в Европе и Азии нет.
В Германии, ЮАР, Гонконге Uber работает с зарплатами таксистам и платит все налоги.
В Канаде пришлось инвестировать около $200 млн в экономику страны, чтобы снять ограничения государства.
Финансы
С 2012 по 2018 год Uber не показывал рост только один квартал (2017 Q1). За остальное время вырос с $46 млн выручки в квартал до $3 млрд.
Доля Uber в цене поездки 20%-25%, что покрывает налоги, процессинг карт, маркетинг, страховки и другие расходы.
Uber начинался как заказ премиальным машин. Позже это стало лишь одной из опций — Uber Black. Сейчас это вымирающий сегмент сервиса. Спрос невелик, машины дороги в обслуживании, часто требует лицензирования.
80% всех поездок в Uber — по тарифу UberX (самый дешевый индивидуальный тариф).
Настоящим прорывом стал тариф Uber Pool (когда в машину набирается несколько человек). Что одновременно снижает цену для каждого пассажира и повышает суммарную цену поездки.
Доля заказов Uber Pool (запущен далеко не во всех регионах) стремится к 20%.
15% выручки сегодня именно от UberEats. Высокую доходность этого направления дает дополнительная комиссия с ресторанов за услуги доставки ~30% от заказа, плюс умная система маршрутизации водителей.
Будущее и автопилоты
Следующие ставки Uber на альтернативные транспортные средства — самокаты и машины с автопилотом.
С самокатами интересно. Uber насколько коммодитизировал рынок поездок, что среднее расстояние поездки стало всего 3,2 км.
Ведутся эксперименты с Uber Rush — доставка товаров повседневного спроса из ограниченного списка.
Но все же главная цель компании на пути к дикой после IPO прибыльности, это сокращение главной статьи затрат — людей. Те самые ~70%, которые уходят водителям, которые постоянно уходят и так тяжело управляемы.
И даже в модели с автопилотами Uber не планирует владеть машинами. Просто теперь их будут предоставлять сами автоконцерны. Uber лишь будет технологическим партнером.
При огромных R&D-затратах в $200 млн в квартал, компания все еще не первая. Google тут обходит с их Waymo.
Компания долго фокусировалась на обслуживании загруженных центров больших городов. Сейчас уже вовсю расширяется в пригороды.
Подробнее:
http://bit.ly/2T8C1P4 http://bit.ly/2VgfKAC (pdf)
http://bit.ly/2SnZ60a (выжимка на рус.)