В России развернулась интересная дискуссия о мягкий силе. И вот появился занятный материал о проецировании Российской мягкой силы на Ближнем Востоке. Честно говоря, читая его, возникает ощущение, что вся полемика о мягкой силе в России очень академична. Материал написан красиво и грамотно, но ставит акценты на вторичных вещах.
Пойдём по порядку. Конечно, культурные центры, курсы языка, памятники и кокошники - это все важно, но мы забыли ключевой аспект мягкой силы - бизнес. Ни США, ни Франция, ни любая другая страна не строят своё влияние на Ближнем Востоке на языке и культуре, это вещи комплементарные, но цементирующие наработанное влияние.
России важно понять, что когда твой торговый оборот со всеми монархиями Залива, вместе взятыми, равен торговому обороту с Болгарией, то у условного партнёра попросту нет мотивации углублять партнёрство. Но дело не в том, что Россия не хочет делать бизнес на Ближнем Востоке, конечно, хочет. Проблема в том, что у России нет бизнеса, который конкурентноспособен и бизнеса, который мотивирован и независим.
Ты приезжаешь в Тунис, и любая розетка или выключатель в любом отеле сделаны французским Леграндом. Ты приезжаешь в Дубай или Доху, и самый распространённый авто это Хендай или БМВ. К сожалению, то, чем известна Россия в регионе - это Калашников, ракеты и нефть.
Бизнес как мягкая сила - это не то же самое, что экономические отношения между государствами. Россия вполне успешно справляется с задачей продажи вооружений, зерна и ещё ряда наименований, но все это межгосударственная торговля, в основе которой лежат политический импульсы.
А вот проникновение российского бизнеса на уровне малого и среднего бизнеса на Ближнем Востоке минимально, а истории успеха можно пересчитать на пальцах одной руки. В основном эти истории связаны с экспортом халяльной продукции из мусульманских регионов России. Именно способность России сделать вклад в благосостояние страны-партнёра лежит в основе мягкой силы и узнаваемости страны как бренда.
Академичность дискуссии о мягкой силе в России несложно объяснить. В Западном мире бизнес-основа любых отношений признаётся по умолчанию, на то они и меркантильные американцы и европейцы. А вот уже на эту основу нанизывается гуманитарка, язык и так далее. Россия не сделав первый шаг в виде стабильной торговли и взаимного финансового интереса, то есть не построив фундамент, пытается продавать культуру, медиа и все остальное.
https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/rossiya-na-blizhnem-vostoke-delayte-s-nami-i-ostanetes-soboy/