Юрий Сапрыкин написал хороший текст для "Коммерсантъ Weekend" о силе и токсичности фейсбука. Приведу из нее лишь самый сочный фрагмент:
"Фейсбук позволяет каждому высказать свое частное мнение и одновременно закручивает эти мнения в мощные вихри, собирает пользователей в эмоционально заряженные сообщества, чей срок жизни исчисляется днями. Функция «лидера мнений» в этой среде не в том, чтобы сформулировать и обосновать некую новую мысль, но в умении закручивать эти эмоциональные вихри, собирать коллективную фрустрацию и раздражение в концентрированный луч, поражающий того, кто сегодня неправ. С этим связан и феномен фейсбучной травли — и дискуссии вокруг того, можно ли называть это травлей: за каждой кампанией возмущения вроде не стоит решение ЦК, чреватое репрессиями, это просто и не зависящие друг от друга частные мнения, но когда они собираются (или кто-то собирает их) в один пучок, их совокупная поражающая сила оказывается чудовищной. <...>
О чем бы ни писали, мы незаметно проговариваем о себе что-то такое, о чем другим, может, лучше и не знать. И это знание не только о каждом из нас в частности — но в целом об «общественности», пользователях, если не людях как таковых. Фейсбук знает, как мы устроены и что может заставить нас снова и снова нажимать синюю кнопку на телефоне, и в этом знании много печали. Мы (как общественность в целом) ищем подтверждения нашим уже сформировавшимся взглядам, легко ведемся на громкие заголовки и цепляющие истории, не пытаясь их проверять, вырываем информацию из контекста и вычитываем в словах собеседника то, чего в них нет. Мы не доверяем экспертам и не очень-то уважаем научное знание: навык быстрого гугления делает каждого самодостаточным экспертом по любому вопросу. Мы лучше слышим тех, кто громче кричит, и самыми заметными в этой среде оказываются позиции самые однозначные и прямолинейные. Поток сообщений, бьющих по чувствам, притупляет сами чувства: чем больше времени мы проводим «в ленте», тем меньше обращаем внимания на просьбы о помощи или свидетельства вопиющей несправедливости.
Пороки, на которые опирается эта система, сочетаются с пороками самой системы: абсурдной политикой банов и незаметными изменениями алгоритма, который то выводит на самое заметное место фейсбучные видео, то начинает прятать ссылки со сторонних ресурсов, в общем, превращает ленту в хаос.
Российский фейсбук с его злободневными дискуссиями выглядит уже столь же привычным, сколь и безнадежно вчерашним, новые поколения мигрируют туда, где больше картинок и видео, но знание о том, как устроены пользователи, позволяющее привязывать их к платформе, незаметно, управляя их поведением, уже никуда не уйдет. Все зловещие социальные тренды, которые подарила нам современность,— постправда, фейк-ньюз, троллинг, подъем популизма и расцвет конспирологии, общественная поляризация, исчезновение приватности, цифровая слежка, все более заметно выстраивающаяся система «надзорного капитализма»,— в каком-то смысле начались именно тогда, когда мы с вами, читатель, решили ответить на доброжелательный вопрос «О чем вы думаете?» и поделиться этим с друзьями".