Грузия расположена в ареале произрастания дикой пшеницы, и с древнейших времен земледелие представляло собой ведущую отрасль экономики страны. На территории Грузии древнейшие образцы культурной пшеницы были обнаружены в Западной Грузии, а образцы, найденные в Восточной Грузии, датированы V-IV тыс. до н.э. Из грузинских сортов пшеницы наиболее известны Зандури, Маха, Асли, Дика, Тавтухи, Хулуго, Хозо, Шавпха, Хотора, Долис пури и др. Кроме того, на территории страны регистрированы 14 природных, естественных видов пщеницы и более 150 культурных подвидов. Согласно историку Иване Джавахишвили, в старину пшеницу называли хварбали(ხვარბალი). Собственные вариации имеются и в мегрельском и лазском языках – кобали(ქობალი) и ковали(ქოვალი). А в сванском языке есть целых шесть наименований пшеницы. Различные названия обусловлены различной характеристикой самой пшеницы. К примеру, мягкая пшеница именовалась ипкли(იფქლი) – это название встречается в документах и литературных памятниках уже с V века н.э. Тогда как твердая пшеница, которая традиционно использовалась для приготовления различных блюд, именовалась тавтухи(თავთუხი). В Грузии пшеница и хлеб издавна имели не только экономическое, но и культовое значение – до наших дней сохранились традиции застолья-супра, где хлебу отведено особое место. Кроме того, важной частью погребальной традиции является приготовление особых блюд из пщеницы – Коркоти, Цандили и Колио. Сохранились и древние традиции выпечки хлеба. В кочоби, в специальном глиняном горшочке хранилось пурисдеда(პურისდედა) – закисшее тесто с предыдущей выпечки. Пурисдеда разводили в теплой воде, и смешивали с небольшим количеством муки, выдерживали сутки, после чего хорошо закисшую массу добавляли в муку, и тщательно перемешивали вместе с водой и солью. Часть свежего, подготовленного теста откладывали в кочоби на будущее, часть шла на приготовление постного блюда – Махохи. Тесто вымешивалось и созревало в специальной посуде – варцли. Затем ее разрезали на части – гунда, выкладывали на доску-ороми, и накрывали полотенцем. Тем временем, стенки раскаленной печки-тоне сбрызгивали соленой водой – это называлось покормить солью. Так тесто лучше крепилось на отвесной стенке печи, и поверхность свежеиспеченного, дымящегося хлеба-пури становилась солонее, и вкуснее. Традиционно сначала пекли круглый хлеб, а затем, в уже немного оставший тоне закладывали продолговатый и хрустящий шотис-пури. Испеченный горячий хлеб доставался специальным крюком-кави, выкладывался на доску-ороми, и после остывания хранился в деревянных хлебохранилищах-кидобани. Как правило, хлеб пекли раз в неделю, и во время пурис цхоба(хлебопечения) устраивалось небольшое семейное застолье с холодным вином, свежим сыром, солениями и с горчим, хрустящим хлебом. Ели так же и Боглорцо – смоченный в вине хлеб