Не знаю, как в других городах, но в Екатеринбурге на улицах сегодня много людей и машин. Утром за окном шумят автомобили, как в обычное «мирное» время. В часы-пик, говорят, случаются даже небольшие пробки. Утром в моем районе на улицах немало прохожих, идущих куда-то с деловым видом. Лишь немногие ведут на поводке собаку.
В общем, можно сказать, что карантин, который более-менее держался первые несколько дней, теперь расползается и трещит по швам. В выходные обещают теплую погоду — почти наверняка в центре города и на окраинах будет гулять много людей.
Почему россияне не соблюдают режим самоизоляции? Причин может быть несколько.
1. Доверие власти в России на самом деле низкое. Во время соцопросов и на выборах люди готовы поддержать начальство, но поддержка эта чисто декларативная. Когда дело доходит до выполнения тех или иных распоряжений в быту, в личной жизни, то выясняется, что граждане власть не слушают. Мы не Германия и не Япония (сюрприз!). Мы больше похожи на итальянцев, которые тоже вовсю нарушали режим самоизоляции, пока люди рядом не начали болеть и умирать. Что было дальше, знают все.
2. Цифры заболеваемости в регионах пока не такие пугающие. Около 60 человек на 4,3 миллиона населения в Свердловской области. Пока еще беда не коснулась большинства людей через их знакомых, друзей, родственников. Попросту говоря, людям не страшно. Многие вообще являются COVID-диссидентами, считая коронавирус какой-то хитроумной выдумкой. К сожалению, поток конспирологической ахинеи, который годами льется на людей с федеральных каналов, подготовил для этого хорошую почву.
3. Люди поняли, что поддержки от государства лучше не ждать, поэтому надо выкручиваться самим. Многие работают подпольно, в магазины можно попасть по звонку, в инстаграме рекламируются секретные бары, у меня возле дома иногда открывается маникюрный салон. Сложно осуждать бизнесменов, которые так делают, потому что помощи от правительства они не получат, а выживать и кормить себя как-то надо.
4. Полицейские инструменты государства на самом деле довольно ограничены. Устраивать масштабную полицейщину нет ни сил, ни политических возможностей. Вроде надо бы загнать всех по домам штрафами и дубинками, раз сами не сидят, но как это сделаешь? На каждом тротуаре не поставишь по полицейскому, их просто нет в таком количестве. Нет и средств индивидуальной защиты для них. Нет денег на сверхурочные и доплаты. Устроить «цифровой концлагерь» с QR-кодами и камерами — не хватает ресурсов и компетенции. Штрафовать граждан сотнями и тысячами чревато — социальное напряжение и так высоко, дополнительные раздражители сейчас не нужны. Наши полицейские деликатностью не отличаются, вопиющие случаи не заставят себя ждать. Иисус на Патриарших покажется милым анекдотом. Вводить в города армию еще опаснее.
5. Верховная власть, призывая граждан к порядку, сама демонстрирует довольно наплевательское отношение к проблеме. Путин сначала садится в самоизоляцию, а потом Кремль публикует «консерву», в которой президент в Кремле как ни в чем не бывало за руку здоровается с подчиненными и сразу трогает лицо. Что должны подумать граждане? «Опасность отступила, можно расслабиться». А потом президент еще сравнивает коронавирус с половцами и печенегами — то есть какими-то очень далекими, почти мифическими силами из учебников истории пятого класса, которых никто всерьез не может ассоциировать с опасностью. Это даже не фашисты, а, скорее, орки и гоблины, детские сказочки. Значит и коронавирус — сказка, Путин нам на это прямо намекает. Как тут не выйти на улицу?