Отныне в Праге мемориальная доска, как
«первая дивизия РОА под командованием Сергея Буняченко пришла на помощь восставшим против немецкой оккупации». У нас «первую дивизию РОА» без затей именуют «власовцами», что на момент «помощи восставшим» уже не совсем корректно. В апреле 1945 года подразделению Буняченко (бывший полковник Красной Армии, «генерала» присвоили немцы) было доверено принять участие в одной из самых последних атак вермахта против наступающих советских войск на плацдарме «Эрленгорф». Не получилось.
Гитлеровское командование приказывает – продолжать! «Первая дивизия» отказывается, требуя визита главнокомандующего Власова. Тот молчит. И тогда Буняченко с подчинёнными покидают боевые порядки и двигаются на юг.
По дороге – Прага. Там - восстание, которое «давит» немецкий гарнизон. Буняченко призывают «одуматься» и «вернуться». Параллельно «в дивизию» прибывает делегация чехов и просит поддержки. В итоге договорились до совместной борьбы (документы это зафиксировали) против «нацизма и большевизма». В надежде, что в Прагу потом войдут американцы и ситуация таким образом разрешится.
6-7 мая 1945 года бывшие «власовцы» вступают в сражение с остатками рейха - бои напряжённые, численность на их стороне и гитлеровцев теснят. Однако в ночь на 8 мая выясняется: американцы вступать в Прагу не намерены, а Чешский национальный совет уже не даёт никаких гарантий на будущее.
И…Буняченко с дивизией уходят, оставляя чехов один на один с немцами (те сразу переходят в контрнаступление). По воспоминаниям одного из приближённых Буняченко:
«со слезами страха и отчаяния люди провожали бойцов, обращаясь к ним с мольбой не уходить, а остаться защищать».Давно отгремели бои, давно повешен Буняченко во дворе Бутырской тюрьмы. Но мы не про тогда, а про сейчас. Этот человек предал трижды – СССР, Германию, восставших в Праге. Наверное, убирая памятник маршалу Коневу и устанавливая мемориальную доску «дивизии Буняченко», кто-то решил, что тем самым сделает «козью морду» нам. Однако по факту Прагу «пометили» знаком «трижды Иуды» - и это, на мой взгляд, лучшее завершение подобной «рокировки».
(Приквел -
почему не потребуется отвечать на Пражскую площадь «имени Бориса Немцова»).