Часть 2
«Я - контент»
«Я - контент,» - без лишней скромности говорил о себе Доренко, и был прав.
Он мог выходить в эфир хоть с автобусной остановки, ему не требовались ни редакторы, ни продюсеры, ни гримеры, ему нужна была только камера и команда: «Работаем!».
Сегодня на ТВ для ведущего пишется текст, вопросы к интервью, приглашаются спикеры, а для этого существуют продюсеры, сценаристы, редакторы по гостям. А он прекрасно справлялся со всем этим сам.
Он сам гримировался, просто накладывая тональный крем на лицо. Он сам писал свои тексты, сам верстал программу, сам складывал эфирные папки - тогда всё было на бумаге. Сам звонил и договаривался об интервью. А потом сам, как стенографистка, сидел и расшифровывал эти интервью, чтобы прийти на монтаж с точно выверенными фрагментами.
Сергей всегда сам определял содержание своей программы. Была редакционная политика. Но никто не звонил, не присылал темы и “ключи их освещения», никто не присылал список «нужных людей». Всё решала команда программы и сам Сергей. Более того, никто из руководства даже не решался лезть, чтобы не нарываться, понимая, каким будет ответ.
Был случай, когда Борис Абрамович попросил (не потребовал, а попросил снять материал из эфира, который в тот момент мог плохо отразиться на его отношениях с другим крупным бизнесменом). Доренко был с этим не согласен. Как он поступил? «Либо этот репортаж выходит в эфир, либо в эфир не выхожу я», - сказал он Березовскому, и в эфир не вышел, и вообще, ничего не готовил, ему срочно вызвали замену.
«Телекиллер» - всего лишь маска
Несмотря на брутальность и эпатажность, его образ «телекиллера», прозвище, которое дал ему кто-то из коллег по цеху, эта «бульдожья маска» - была всего лишь маска.
Для того, чтобы ерничать, чтобы троллить, чтобы, как говорили тогда в команде на своем сленге, «вставлять шпильки в нежные места», нужно было обладать очень серьезным знанием происходящего.
Контекст столь же важен, как и текст, так вот, умение точно ощутить контекст, его структуру, к тому же сделать это абсолютно самостоятельно – это было одним из фантастических умений Сергея Доренко.
Его простоватый вид и порой чуть простецкие манеры скрывали на самом деле человека, способного провести экскурсию по любому крупному европейскому музею изящных искусств.
Он обладал главным качеством человека умного и талантливого – самоиронией, он не принимал себя всерьёз никогда. Никто не шутил над ним больше, чем он сам над собой. Фантастическое чувство юмора – в самых непростых ситуациях – помогало ему всегда держать спину прямо.
Доренко был беспощаден к оппонентам, кто бы ни был для него таковым в тот или иной момент времени, но с коллегами у него не было другой интонации, кроме как очень доброжелательной, которая, тем не менее, не позволяла никогда переходить им же обозначенные границы. Он был человеком совершенно бесстрашным, честным – перед другими и перед собой, очень тонко чувствующим других и их настроение.