
Сначала они описали предыдущие договоры общества и власти:
- Первый общественный договор «налоги в обмен на порядок» реализовывался в 2000-2003 гг.
- Второй договор 2003-08 - «обмен стабильности на лояльность».
- Третий договор возник после кризиса 2009 - «увеличение социальных обязательств в обмен на лояльность».
- Четвёртый договор – после 2014-го, т.н. «крымский консенсус», «ограничение потребления в обмен на принадлежность к великой державе».
Эксперты ещё осенью 2015 года признали, что потенциал последнего общественного договора о «великодержавности» может продлиться максимум 2 года, т.е. иссякнет к началу 2018-го. Так и случилось – его в аккурат хватило только на перевыборы президента Путина.
Общество застынет в ожидании следующего договора. В 2015-м прогнозировалось, что у государства больше не будет денег на масштабные договоры общества и власти. Доля России в мировом ВВП к 2030 г. сожмется с текущих 1,7% до 1%, это примерный нынешний уровень Турции и Индонезии, говорили эксперты.
Россия как раз к 2020 году будет стоять на развилке трёх направлений, прогнозировали они в 2015-м. Первое - «Военная сверхдержава» - ставка на милитаризм и ВПК. Второе - «Страна умных и здоровых людей» - ставка на человеческий капитал. Третье - «Самая большая страна» - развитие инфраструктуры.
Денег к тому времени хватит только на какой-то один из трёх проектов, даже два из трёх страна не протянет. Как мы знаем сегодня, в 2020-м, проект милитаризма и вбухивания денег в ВПК уже отпал (военный бюджет упал почти в два раза, с почти 5% от ВВП в 2015-м до 2,7% сегодня). Остаются два. До кризиса, видимо, самым перспективным был признан третий – с развитием инфраструктуры (нацпроекты были нацелены именно на них). Но эпидемия Ковида показала, насколько важные инвестиции в человеческий капитал, в частности, в медицину. Возможно, именно этот новый общественный договор и будет выбран – «здоровье в обмен на лояльность».