То, что Юлия Навальная может занять пост «первого оппозиционера страны», я написал сразу после известного отравления, когда она вместе с супругом поднялась в омское небо на медицинском джете. Перспективы полного выздоровления ее мужа тогда выглядели очень туманными, и вероятность того, что жена «декабриста» продолжит его дело, казалось вполне логичной (и политтехнологичной).
Хамское письмо Юлии Навальной в адрес доктора Рошаля уже было, по сути, манифестом, которым она обозначила свои амбиции не просто на инстаграмную, но и политическую публичность. Многие списали резкость на нервы. Но на самом деле это был тонкий расчет, который ударил цель, вызвав бурю обсуждения и внимания.
А потом была публикация в немецком издании Abendlich Hamburg, над которой в среде «людей со светлыми лицами» предпочли снисходительно посмеяться. Настолько невероятной (если пользоваться белорусскими оппозиционными терминами) казалась эта информация в конце ноября прошлого года: «Сенсация! Запад решил заменить Алексея Навального его женой Юлией», - гласил заголовок статьи.
Автор предположил, что западные кураторы Навального после «плохо состряпанной авантюры» с отравлением «Новичком» поставили крест на политическом будущем своего протеже (и это сегодня очень похоже на правду).
«Скоро Алексей и Юлия возвращаются из Германии в Россию и сделают важное заявление о том, что Юлия Навальная выдвигается как кандидат в Государственную Думу, - писал полтора месяца назад Abendlich Hamburg. - Если это произойдет, у Кремля начнется новая головная боль, потому что это станет настоящей политической сенсацией с непредсказуемым последствиями, хотя, вероятно, и не для Путина, а для самой российской оппозиции».
Знакомый по событиям в Белоруссии сценарий, не правда ли? Только в конце ноября мы еще не могли предположить, насколько. Ведь тогда еще не было известно, что произойдет в Капитолии, что Навальный вдруг выступит против вашингтонского либерального обкома по части блокировки соцсетей, что чисто трамповского склада политик новой администрации ни в уд не уперся и что по возвращении домой Алексей Навальный с высокой долей вероятности окажется за решеткой.
Как Сергей Тихановский, который попытался выдвинутся в президенты в Белоруссии и вот уже несколько месяцев сидит в СИЗО. Его место на выборах заняла супруга, обеспечив себе в итоге статус «народного лидера» в изгнании. Так себе, прямо скажем, статус, но для раскачивания государства вполне годится. А если схема действует, то зачем в случае с Алексеем его западным кураторам изобретать что-то новое. Юлия Навальная – наша Тихановская 2.0?