Коллеги,
НЕЗЫГАРЬ и Алексей Наумов
@vneshpol подняли вопросы о перспективах и смысле санкций. Наш взгляд следующий:
1. Да, уровень внимания к санкциям в России растет. Тому есть несколько объяснений. Тактически - это событийный фон. Хотя эффект для макроэкономики пока мизерный. Стратегически - это угроза обострения политических отношений. И как следствие - реализации более радикальных сценариев (санкции по госдолгу, блокирование крупных банков, расширение эмбарго на поставки оборудования - см. DASKA). "Драконовские санкции" маловероятны. Но не исключены. Любой нормальный аппарат будет готовиться к такому сценарию. Мямлить о том, что "было маловероятно" в случае чего никто не хочет.
2. За последние годы уже сделано немало. Усилена национальная платежная система. Есть движение вперед по дедолларизации. Хотя экспортерам она часто невыгодна. Альтернативы доллару пока не просматривается. Озабоченности РФ, КНР и ЕС по поводу злоупотребления долларом не выливаются в координированные действия. Импортозамещение приносит локальные результаты. Но масштабная реиндустриализация пока из области фантастики.
3. Иранский сценарий в отношении России реализовать будет сложно. Россия помощнее и будучи загнанной в угол проблем создаст больше. Кроме того, "драконовские санкции", пусть и чреватые тактическими потерями и кризисом, могут привести к более высокой консолидации государства, национализации капитала и элит. Что в расчеты западных коллег не входит.
4. Координация противодействия санкциям с зарубежными партнерами пока крайне ограничена и нуждается в расширении. Взаимодействие с ЕС (который тоже озаботился экстерриториальными санкциями) ограничено по политическим причинам. Сотрудничество с Индией сводится к узкому (хотя и важному) вопросу экспорта вооружений. Партнерство с КНР пока ограничивается общностью политических позиций (осуждаем санкции США) и медленным продвижением торговли в национальных валютах. До полноценной координации пока далеко. Не вполне понятны даже ее параметры.
5. По поводу смысла санкций. Прав Алексей Наумов, что против России они не работают как средство нелетальной войны. Однако свой функционал у санкций есть. В него входит:
- Торможение и сдерживание развитие в ключевых секторах;
- Сдерживание определенных действий страны-цели (успешность такого сдерживания под вопросом, но игнорировать сценарий "драконовских санкций" не могут даже великие державы);
- Нанесение ущерба;
- Использование во внутренней политике стран-инициаторов, посылка сигнала своим и зарубежным аудиториям.
И напоследок. Наш бизнес щепетильно относится к санкциям США . Он старается соблюдать их режимы. То же делает и китайский бизнес. И то же делает бизнес стран ЕС. Возникает парадокс. Национальные правительства критикуют санкции США, а национальный бизнес им подчиняется. И не потому, что государство "хорошее", а бизнес - "плохой". Просто бизнесу прилетит от американского регулятора либо штраф, либо блокирование активов, либо уголовное дело, либо все вместе. А "хорошие" государства сделать с этим ничего не смогут. Ни российские, ни китайские, ни есовские власти эффективных путей защиты бизнеса от санкций и инфорсмента США пока не нашли. Можно сколько угодно рассуждать о том, что американские санкции неэффективны в отношении политики отдельных государств. Но они пока эффективны в отношении политики конкретных компаний.