Ждать ли возобновления войны на Украине?
В последние недели в Донбассе происходит эскалация конфликта: на линии соприкосновения возобновились обстрелы, стороны несут потери, в том числе среди гражданских. Заинтересованы ли стороны в разрешении конфликта, стоит ли ждать новой войны и что будет с нормандским форматом в интервью «Новой искренности» рассказал политолог, автор канала
«Чисто для фиксации» Максим Жаров.
Россия нарастила максимальное количество войск на границе с Украиной с 2015 года. Планируется наступление или это делается для устрашения?
Усиление военного присутствия России на границах с ЛДНР является ответной мерой на аналогичное усиление ВСУ в районе линии соприкосновения сторон. Россия неоднократно говорила, что гражданская война в Донбассе — это внутриукраинский конфликт, и она не собирается в него вмешиваться, если будут соблюдаться интересы российских граждан на этой территории. Однако не думаю, что Киев всерьёз собирается возобновлять полномасштабные боевые действия в Донбассе.
Власти Украины не скрывают разочарования от нормандского формата переговоров по Донбассу. Стоит ли, на ваш взгляд, ожидать появления альтернативного формата переговоров?
Появления альтернативного «нормандскому» формата переговоров ждать не следует, за исключением присоединения к этому формату США в качестве официального участника, на чем давно настаивает Киев. Однако нынешнее обострение ситуации в Донбассе, кроме внутриполитических для Украины причин, имеет целью склонить Россию на «модернизацию» в том или ином виде Минских соглашений, которые не устраивают Киев. Но судя по вчерашним комментариям главного российского переговорщика по Донбассу Дмитрия Козака, Кремль не намерен идти навстречу Украине.
Заинтересованы ли Москва и Киев в разрешении конфликта на востоке Украины? Так ли хотят украинские власти возвращения Донбасса? И нужен ли он России?
Конфликт в Донбассе — это классический «замороженный конфликт», в таком виде, без полномасштабных военных действий, он минимально устраивает как Россию, так и Украину. Киев не имеет денег для реинтеграции Донбасса, а Россия, если судить по проблемам с адаптацией Крыма к российским реалиям (проблемы с регистрацией земли и собственности, специфика управленческой культуры местных чиновников), отнюдь не горит желанием «присоединять» Донбасс по крымской схеме 2014 года.
Для полного разрешения конфликта в Донбассе нужны совместные действия России и Украины по оттеснению от рычагов управления этим конфликтом «третьих стран», однако пока степень зависимости власти в Киеве от этих «третьих стран» такова, что подобная коалиция двух стран — дело весьма далекого будущего.