История с вынужденной посадкой в Минске самолёта с белорусским оппозиционером на борту всех сильно взбудоражила. Подробности, вероятно, ещё последуют, механизм данного инцидента прояснится точнее. Пока же стоит указать на несколько общих обстоятельств.
Использование международного пассажирского авиасообщения в целях политических разборок – дело опасное и довольно гнусное. Белорусское начальство тут не пионер – уже вспомнили и самолет президента Боливии, на котором американцы заподозрили Сноудена, и белорусский лайнер, возвращенный в аэропорт украинскими властями, и сирийский борт, посаженный в Турции. В общем, праведный гнев относительно «беспрецедентного акта государственного терроризма» несколько лицемерен. Ну и, как всегда, чужой сукин сын, конечно, не имеет права на то, что позволительно своему.
Это не повод порадоваться за минских затейников, просто помещение их действий в контекст. Нет сомнений, что подобные фортеля следует всячески пресекать. Минский случай особенно примечателен тем, что самолёт никакого отношения к Белоруссии не имел (за исключением нахождения местного смутьяна на его борту) и следовал транзитом через воздушное пространство. Соответственно, затронуты базовые принципы, составляющие фундамент международного общежития.
При нормальной организации мировой политики существует понятное разделение внутренних и внешних дел. Внутренние можно оценивать по-разному, но они остаются прерогативой соответствующих властей. Внешние – способ выстроить коммуникацию разных субъектов (вне зависимости от их внутреннего наполнения) во избежание лишних рисков и трений. Различные международные организации определяют правила поведения в сферах, которые заведомо затрагивают интересы всех, – авиаперевозки к ним относятся.
Нынешний упадок международных институтов (а никто уже не спорит, что они в глубоком кризисе) – продукт смешения внешних и внутренних задач. Это, в свою очередь, результат идеи о необходимости универсальной общественно-политической трансформации, которая возобладала после холодной войны. Когда международные институты попытались превратить в инструмент не гармонизации отношений между государствами, а изменения самих этих государств, начался сбой. Вторую цель полноценно воплотить в жизнь не удалось, а вот первой нанесён тяжкий урон.
Дисфункция институтов в крайнем проявлении называется международный беспредел, что мы и наблюдаем во всё большем количестве сфер. Повторимся, Белоруссия тут отнюдь не первопроходец. Видимо, надо привыкать.