❗️Последнее предупреждение от Минэнерго: если нефтяники не обуздают цены, экспорт бензина запретят.
По словам министра энергетики Николая Шульгинова, «этот процесс будет запущен уже на следующей неделе», если топливо в опте не перестанет дорожать. Вчера цены
побили очередные исторические рекорды на бирже, АИ-95 стал стоить больше 60 тыс. рублей за тонну, а в целом с начала года бензин подорожал на четверть.
Впрочем, запрет на экспорт не единственный и скорее крайний вариант.
Минэнерго также рассматривает:
📍Увеличение норматива обязательной продажи бензина на бирже до 15% (недавно он был поднят с 11% до 12%). Ещё в начале июля Российский топливный союз
писал Мишустину о неотложности такой меры, но их никто не послушал.
📍Заключение с нефтяниками
топливных соглашений как в 2018 году, когда цены в рознице выросли на 10%. Это будет, по сути, откат, потому что тогда вместе с топливными соглашениями стал вводиться демпфер, который должен был исключить ручное управление ценами. От такой меры пострадают, в первую очередь, сами нефтяники, т.к. контроль будет за мелкооптовыми ценами, а не АЗС.
По информации источников, в правительстве делают ставку на последний вариант.
Ограничение экспорта - все-таки крайняя мера, которая лишит НПЗ рынков сбыта и заставит снизить переработку на 8,5 млн т в месяц (если запрет коснётся и нафтана).
К тому же у переработчиков есть возможность снизить отпускные цены до 56 тыс. руб/т АИ-95 и 51,5 тыс. руб/т АИ-92. Это обеспечило бы АЗС маржу продаж в 1 руб. на литр, а мелкому опту — в 1 тыс. руб. на тонну. Сами бы НПЗ остались рентабельными, хотя чистая маржа переработки сократилась бы на 30% для «бензинового» НПЗ и на 20% для «дизельного».
С другой стороны, Минэнерго несправедливо
пытается переложить всю ответственность за ситуацию на нефтяников. В конечном итоге регулировать рынок должен был демпфер, который, как теперь выясняется все ещё настроен неправильно.