Искусственный интеллект и автомобили-беспилотники. Кто понесет ответственность в случае ДТП? 🧠🚘
Транспорт – одна из ключевых сфер для применения искусственного интеллекта. В первую очередь речь о беспилотных автомобилях.
Уже в 2021 году на дорогах Москвы могут появиться беспилотные такси «Яндекса».
Развитие беспилотников не только открывает новые возможности, но и ставит новые задачи, в т.ч. правовые.
Прежде всего, это вопрос об ответственности за вред в результате ДТП.
📍
Если водитель (оператор) мог предотвратить ДТП - взять управление на себя, но не сделал это, то он понесет ответственность
В 2018 году в США, штате Аризона произошел трагический случай. Автомобиль Volvo компании Uber, двигаясь на автопилоте, сбил пешехода. Это было первое ДТП с летальным исходом, в котором участвовал автомобиль – беспилотник.
Оператор беспилотника Рафаэла Васкез была за рулем, но в критической ситуации не приняла управление автомобилем, т.к. смотрела телешоу на смартфоне. Ей предъявили обвинение в непреднамеренном убийстве.
К счастью, в большинстве случаев инциденты с участием беспилотников – это ординарные ДТП без человеческих жертв.
📍
Если в момент аварии беспилотник двигался самостоятельно и без оператора за рулем, то ответственность будет нести его владелец
В 2018 году было принято
Постановление Правительства РФ № 1415 от 26.11.2018, которое посвящено проведению эксперимента по эксплуатации автомобилей – беспилотников. В нем указано, что при отсутствии виновных действий других участников дорожного движения, ответственность за вред, причиненный в результате ДТП, должен нести собственник беспилотника.
Кроме того, в июне 2021 года
Минтранс опубликовал законопроект «О высокоавтоматизированных транспортных средствах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Будущий закон направлен на регулирование отношений, связанных с изготовлением и эксплуатацией автомобилей – беспилотников.
Законопроект предусматривает, что ответственность за вред, причиненный беспилотником, должен нести его владелец. Т.е. лицо, которому принадлежит беспилотник на праве собственности или ином законном основании.
Закон должен вступить в силу 1 марта 2025 года.
📍
Если причиной вреда жизни, здоровью или имуществу послужили конструктивные недостатки автомобиля – беспилотника, то ответственность за него будет нести изготовитель
Это также нашло свое отражение в законопроекте Минтранса.