Тогда, 90 лет назад, 24 октября 1929 года всё также был четверг, ставший для США «чёрным». Биржевой крах случился, потому что всем, вдруг, понадобились доллары – привязанные к золоту они в ту пору уподобились неподъёмной гире, потянувшей на дно прогрессировавшую экономику.
Деньги категорически «отставали» от своего обеспечения, ибо появились производственные конвейеры, сельское хозяйство превратилось в индустрию и тоже стало на поток, к тому же 1 Мировая война «раскочегарила», так называемый, оборонный заказ. Как же при таком финансово-товарном дисбалансе, умудрились ещё и фондовые «пузыри» надуть?
А очень просто – акции компаний продавались за 10% от их цены, на остальное предоставлялся кредит под залог тех же самых акций. То, что, стоило 10 долларов, отдавали за доллар, лишь бы не спадал ажиотаж и ценные бумаги и дальше расхватывались бы, как горячие пирожки. Но был нюанс – в любой момент в случае срочного требования, «остаток» надо было погасить, максимум, в течение 24-х часов.
Отсутствие необходимого количества денег в обороте, привело к падению спроса, затоваривание – к пикированию промышленных индексов. Чтобы поправить положение, держателей акций (а в них «играло» более трети населения) категорически попросили расплатиться до конца. Но у них-то откуда? С целью сохранить хотя бы часть, «миноритарии» попытались продать ценные бумаги, спровоцировав массовый выброс. Акции «упали» в момент, в пятницу крупные игроки решили воспользоваться паникой и выкупить стремительно дешевеющее «предложение». Увы, чтобы перебить тренд, их возможностей не хватило.
Не получив ожидаемого, американцы принялись «потрошить» счета, обрушив банковскую систему, ведь у банкиров основные ресурсы хранились не в долларах, а тоже в акциях. Порочный круг - за «чёрным четвергом», наступил «чёрный понедельник», затем такой же «вторник» … До сих пор, в некоторых старых отелях деловых кварталов Манхэттена рассказывают истории, как у посетителей в 1929 году спрашивали: «Вы переночевать или выброситься в окно?» Первая «волна» самоубийств Великой депрессии накрыла Нью-Йорк…
Но я сейчас о другом. Не существует подсчётов на уровне государства о жертвах той эпохи. Разрозненные данные, вроде расстрелов на заводах Форда, бунтах в Чикаго, вооруженных «заслонах» на дорогах, тех же самоубийствах в Нью-Йорке - имеются, но для общего «пазла» не собираются. И ведь, вроде же есть все методики подобных подсчётов, включая потенциально-демографические - на «жертвах социализма» опробованы.
Пусть социализм огромное бедствие, а капитализм прогрессивный путь развития, ну и докажите теорему соответствующим балансом: миллионы против, например, двух. И то, один гамбургером подавился, а второго на конвейер Форда намотало. Однако, молчит американская статистика, вроде как никому особо и не интересно, а если не интересно, зачем выделять гранты на исследования, а нет грантов, нет и исследований. А мнение энтузиастов-любителей, американское общество не принимает и уж, тем паче, «не расчесывает» – они же дилетанты, мало ли чего набрешут! Вот так, учитесь, туземцы, как надо преподносить свои национальные трагедии остальному миру.