Известный и влиятельный американский экономист, профессор Нью-Йоркского университета, один из лучших исследователей неравенства в мире Бранко Миланович
в своей рассылке описывает, как будет выглядеть потребление в «Новом Зелёном мире».
Для начала Миланович констатирует, что в Первом мире высшая страта в 10% выбрасывает 46-47% всех парниковых газов. И что без ограничения потребления богатых и обеспеченных (ещё примерно треть населения) побороть «глобальное потепление» невозможно.
Есть два пути сокращения потребления. Первый – нормирование. Миланович пишет: «Будет только x литров бензина на автомобиль в год, и ни одной семье не будет разрешено иметь более двух автомобилей; или y килограммов мяса на человека в месяц; или z киловатт электроэнергии на дом в месяц (или веерные отключения электроэнергии). Ясно, что может существовать чёрный рынок газа или мяса, но общие ограничения будут соблюдаться просто потому, что они определяются общей доступностью купонов. Некоторые люди могут подумать, что нормирование. Но это было сделано в ряде стран в военное время, а иногда и в мирное время, и это сработало. Если мы действительно столкнёмся с чрезвычайной ситуацией таких «опасных» масштабов, как утверждают сторонники изменения климата, я не вижу причин, по которым мы не должны прибегать к крайним мерам».
Второй путь – введение больших налогов на «опасные» для климата товары и услуги. Миланович приводит пример авиаперелётов:
«Позвольте мне проиллюстрировать это на примере использования воздушного транспорта, одного из важных источников выбросов. Никто в мире и представить себе не мог, что за один год объём авиаперевозок сократится на 60%. Вот что произошло в 2020 году. Что, это действительно вызвало неудобство? Изменили ли мы нашу жизнь так, чтобы не путешествовать, и особенно не путешествовать далеко, потому что многие страны закрыли границы, что ещё больше затруднило путешествия? Да. Итак, можно ли предусмотреть постоянное сокращение авиаперелетов на 60%? Да.
Можно было бы ввести такой налог, который удерживал бы воздушные перевозки на уровне 2020 года на неопределенный срок. Этот налог может означать, что билет между Нью-Йорком и Лондоном будет стоить не 400 долларов, а 4000 долларов, и люди из богатых западных стран могут ездить в зарубежные страны раз в десятилетие, а не раз в год. Но, как мы узнали из опыта 2020 года, мы можем это сделать и можем жить с этим».
(Первый случай ограничений – все равны в скудости; второй случай – обрушит уровень жизни, ударит по среднему классу и бедным. Понятно, какой уровень ограничений выберут правящие круги, чтобы ограничить своё потребление как можно меньше - второй)
Далее Миланович пишет, что в таком случае рухнет гостиничная отрасль и жизнь в городах, живших за счёт туризма (типа Флоренции). Рухнут авиастроение и авиакомпании, и многие друге сектора экономики.
И вообще он пишет, что жизнь при «климатической повестке» будет скуднее, беднее.
«Я думаю, что большая часть населения богатых стран не обрадовалась бы, если бы им сказали, что квази-изоляция должна продолжаться в течение неопределенного времени. Но многое изменится, если понять, что жизнь при изменении климата - это всего лишь долгосрочный covid. Если мы научились жить с covid и выживать, не могли бы мы также приспособиться к этой «новой норме»? Я думаю, что со стороны сторонников радикальных (климатических) перемен было бы справедливо и откровенно говорить об этом, а не пытаться обмануть их сладкими разговорами о «процветающей» новой (зелёной) жизни».
(Тут Миланович почти прямым текстом пишет, что ковидные локдауны – это приручение пролов к новой скудной жизни при будущей «зелёной экономике»)