Китай выигрывает войну больших данныхДанные - это нефть 21 века, незаменимый ресурс, который будет подпитывать алгоритмы искусственного интеллекта, экономическую и национальную мощь.
Си Цзиньпин усердно работает над тем, чтобы сделать Коммунистическую партию Китая самым мощным в мире брокером данных. Как Пекин это делает?
Отгородив китайские данные от мира, предоставив новую экстерриториальную власть над глобальными потоками данных и поставив иностранные компании, работающие в Китае, в правовую зависимость — и все это при одновременном поглощении данных других стран законными и незаконными способами.
Г-н Си мыслит и действует масштабно. В 2013 году, вскоре после вступления в должность президента, г-н Си заявил: “Огромный океан данных, как и нефтяные ресурсы во время индустриализации, содержит огромную производительную мощь и возможности. Тот, кто контролирует технологии больших данных, будет контролировать ресурсы для развития и одержит верх”.
С тех пор Пекин создает основу для обеспечения того, чтобы массовое накопление данных служило стратегическим интересам Коммунистической партии Китая.
Ряд законов, принятых в 2017 году, подтвердил право партии получать доступ к частным данным в китайских сетях, будь то в Китае или связанных с китайскими фирмами, такими как Huawei за рубежом.
Теперь Пекин спокойно принял новый свод законов — сначала Закон о безопасности данных в сентябре, а затем в ноябре Закон о защите личной информации, — которые идут еще дальше, требуя не только доступа к личным данным, но и эффективного контроля над ними.
Это оказывает огромное влияние на иностранные фирмы, работающие в Китае. Мало того, что их китайские данные должны оставаться в Китае и быть доступны государству, но Пекин теперь требует контроля над тем, могут ли они отправлять их в свою собственную штаб-квартиру; в корпоративную лабораторию, скажем, в Калифорнии; или в иностранное правительство, которое направило запрос правоохранительным органам или регулирующим органам.
Новые законы Пекина могут сделать преступным соблюдение иностранных санкций против Китая, которые связаны с такими данными, как отключение банковских или облачных сервисов для китайской организации, связанной с нарушениями прав человека. В этих случаях иностранные фирмы могут соблюдать законодательство США или китайское законодательство, но не то и другое вместе.
Влияние этих законов очевидно. Тесла, Apple и другие решили построить специализированные китайские центры обработки данных — иногда в партнерстве с китайскими государственными организациями, чтобы не потерять доступ к большому китайскому потребительскому рынку.
Недавние действия Пекина дополняют его усилия по покупке, краже и иному получению данных из иностранных источников по всему миру.
В последние месяцы г-н Си расправился с частными китайскими технологическими гигантами, такими как Alibaba и Tencent, вынудив их передать свои данные третьим лицам под контролем государства.
https://www.nytimes.com/2021/11/30/opinion/xi-jinping-china-us-data-war.html