Время — расстояние между событиями, на которые влияет бесчисленное количество причин, факторов и обстоятельств.
«Бесчисленное», ибо выявить все невозможно, приходится оперировать тем, что имеется. Таким образом, легко вляпаться в «систематическую ошибку выжившего» — прийти к неправильным выводам, основываясь на известных данных, тогда как суть — в сокрытых.
Мы знаем, что дельфины «дружелюбны», ведь они толкали некоторых утопающих к берегу. И не знаем, а скольких они толкали в противоположном направлении.
История, по крайней мере, в нынешнем её состоянии, несмотря на отдельные специализации, не более чем «пересказы пересказчиков».
«Неубиваемые» факты, конечно, имеются, однако их трактовки как со стаканом, наполовину полным, наполовину пустым. Каждому обществу при определённом «общественном договоре» (можно навязать и силой, и обманом), что и составляет квинтэссенцию «государства», кроме разумного, потребно и сказочное. Те самые объединительные мифы-скрепы.
Никакое прошлое никого «не примирит» (с чего бы?), когда в настоящем не просматривается совместного будущего. Акцентирую — примиряет не прошлое, примиряет будущее, если таковое имеется или хотя бы виднеется. Оно может не сбыться, но оно должно быть.
Чем пессимистичнее сегодня, тем напряжённее взгляд во «вчера с позавчера». Комплекс неполноценности надо чем-то лечить, если в «настоящем» — увы. И «горизонт» сокрыт. Смыслы пропадают, стимулы исчезают и рано состарившиеся умирают быстро, а могли бы и ещё пожить.
Консерватизм отлично консервирует в боязни и лени: слава, Господи, ещё денёк прожили. Но что-то же движет эволюцию, не предусматривающую «бег на месте общепримиряющий». Иначе до сих пор вместо человеков на планете булькал бы какой-нибудь «первичный бульон».
Вообразившим, что выступаю против истории — ха-ха, три раза. Я лишь против наделения её «магией», подталкивающей к «нужному» заключению: так было, значит так и будет.
Событий уже поднакопилось и при желании в «куче» отыщутся любые параллели с перпендикулярами, хотя время до сих пор необратимо, и каждая следующая секунда в данном «расстоянии» отличается от предыдущей количеством новой информации. Следовательно: нельзя в одну и ту же реку войти дважды.
«Культ истории», когда «историки» воспринимаются чуть ли не «жрецами» — очевидное свидетельство пессимизации общества, распадающегося на части. Шикарные возможности с условиями отыскать каждому «жрецу» по собственной «пастве» и «перетолковать», «перетрактовать» одни и те же факты. Помните — стакан наполовину полон, наполовину пуст?
Прошлые мифы объединяют лишь когда имеется будущее, и они же разъединяют проваливающихся в «разумный консерватизм».
«Тормоз» — обидно, «разумный тормоз» - вполне себе эвфемистично. Он-то и погубил СССР с застывшими в примитивности управителями перед усложняющейся системой управления.