«Подслушано в чайхане» (
@chaihana_talk) специально для «REVERSE SIDE OF THE MEDAL»
Ситуация в Казахстане и вокруг него развивается настолько стремительно, что порой просто невозможно успеть за всей повесткой, однако выделим самое актуальное за минувший час.
Так, пока еще действующий глава государства Токаев обратился к союзникам по ОДКБ за помощью в урегулировании обстановки. Об этом заявил в эфире государственного телеканала «Хабар-24». Кроме него за ввод военного контингента ОДКБ высказался генерал-майор запаса ВВС Казахстана, герой СССР, космонавт Токтар Аубакиров. В Москве же эту идею поддержал пока что депутат Госдумы РФ Константин Затулин.
В свою очередь премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что провел переговоры с главами ОДКБ, в том числе Токаевым, на предмет возможной военной помощи Казахстану. А обстановка в нем действительно непростая и напоминает 2005 год в соседнем Кыргызстане, когда был осуществлен кровавый госпереворот. Так, в первой столице Казахстана Алматы начались массовые погромы магазинов, торговых центров, банках. Бесчинствуют мародеры. Организованные народные дружины не в состоянии им противостоять. А в пригородах самой Алматы подразделения казахских ВДВ ведут бой с «террористами».
Теперь о самой возможной военной помощи по линии ОДКБ. От России ее могут оказать тульские и костромские десантники, а также две бригады ВДВ, входящие в систему Коллективных сил оперативного развертывания ОДКБ: 31-ая отдельная гвардейская десантно-штурмовая бригада из Ульяновска и 98-ая гвардейская воздушно-десантная дивизия из Иваново.
Соседний Кыргызстан может выделить до роты/батальона из состава койташской мотострелковой бригады (бывшей при СССР правопреемницей легендарной Панфиловской дивизии). Беларусь также может направить свои подразделения из состава ССО. Но тут стоит вопрос в другом: целесообразности и политической воли. В случае с Россией, ввод миротворцев будет иметь двойственный эффект. Во-первых, казахские элиты своими многолетними действиями сами спровоцировали эскалацию в стране и призывают на помощь Москву. В этом случае российские миротворцы будут иметь статус карателей, как во времена басмачества, когда отряды Скобелева наводили в Туркестане порядок.
Во-вторых, в самой Алмате и в северных регионах Казахстана проживают российские соотечественники, которые станут для мамбетов-националистов «лакомой добыче» на фоне негативного восприятия ввода иностранных войск на родину потомков Великой степи.
В-третьих, если и вводить миротворческий контингент, то он безусловно должен быть многонациональным, например, по модели ООН. Это даст более благоприятный фон со стороны местного населения и не допустит широкой волны русофобии и без того местами процветающей в Казахстане после распада СССР.