На смерть Лужкова про один из памятников
Москвичи помнят, какая «свистопляска» поднялась в связи с установкой памятника Петру 1 на «стрелке» Москва-реки в 1997 году. Пресса давила прессом: и уродство, и, вроде бы создатель Церетели лепил Колумба, а когда иностранцы отреклись от скульптуры, «переработал» её в «Петра». Причём, затевали всё к «300-летию российского флота», но… опоздали почти на год.
Журналисты упражнялись в остроумии: «вас здесь не стояло». И называли баснословные суммы денег, в которые якобы обошёлся монумент.
«Вроде бы», «якобы» - потому что все расследования (и не только общественные) большинство слухов не подтвердили. А ведь «копали» не только в эпоху столичного мэрства Юрия Лужкова - несомненного «мотора» всего «Петровского мероприятия». Но и после его отставки - тоже.
Я не искусствовед, чтобы судить о художественных достоинствах, зато читал в музее французские газеты времён установки Эйфелевой башни: «Это железное чудовище обезобразило Париж». А уж со статуей Свободы ситуация складывалась куда курьёзнее. Кстати, Эйфель принял деятельное участие в её расчетах и проектировании.
Начнём с того, что Статую намеревались «подарить» к 100-летию подписания Декларации, то есть к 1876 году. А в итоге получилось в 1886 году. Если в Москве опоздали к «300-летию флота» на год, то в Нью-Йорке – аж на десять лет!
Доподлинно неизвестно был ли «Пётр» переделанным «Колумбом», которого предлагали то ли Испании, то ли США, то ли в Латинскую Америку. А вот про статую Свободы точно знаем, что первоначально она планировалась «под Египет», на Суэцкий канал. В качестве «реплики» одного из чудес света – Колосса Родосского. Египтяне посчитали, во что им свежий «Колосс» обойдётся, подумали и отказались от французской затеи. А так - «Свобода» была бы «Светом Азии».
Деньги для «подарка» по взаимному соглашению пришлось искать и в США, и во Франции. Только на доставку статуи затраты выходили запредельными. Пьедестал же решили не возить, а сразу собирать на американской земле. Увы, финансировать проект никто не спешил, идея, что называется массы «не зажгла». Рука с факелом доехала до Филадельфии и Нью-Йорка в рамках Всемирной выставки, а «остальное» застряло в Париже.
Шли годы, пока не отыскался «американский Лужков». Как этот не представлял Москву без фигуры Петра, так и тот, не мыслил Нью-Йорк без статуи Свободы. Правда, наш был чиновник, «расклёванный» журналистами и общественностью: почему поставили?
А их, наоборот - журналист, точнее медиа-магнат, «клевавший» чиновников и общественность: почему не ставите?
Звали его - Джозеф Пулитцер. Ага, тот самый, который «пулитцеровская премия». Задолго до Ленина он сообразил: а газета-то ещё и «коллективный организатор»! С подачи Пулитцера появилось то, что нынче называется «кампанией в прессе». Могут возразить: по чину ли сравнивать Лужкова и Пулитцера, мэра и какого-то газетчика!
Э, нет, Джозеф отнюдь не «какой-то». Например, в самом конце 19 века его издание «The New York World» совместно с конкурентным «New York Journal» спровоцировали вооружённый конфликт Америки с Испаний! Конгресс США чуть ли не напрямую откликнулся на «призывы читателей», чуть ли не «по заявкам трудящихся» объявил войну!
Впрочем, это случится позже, а тогда по отношению к женщине с факелом Пулитцер повёл себя джентльменом, употребив энергию в мирных целях. Его «коллективный организатор» анонсировал сбор средств, подхлёстывая «скупердяев» бичующими статьями. Из «никому не нужной затеи» статуя Свободы на глазах превращалась в «американское знамение» со своим культом.
За пару месяцев удалось собрать больше, чем за все предыдущее время. Вопрос с финансированием закрыли. А через год открыли Статую Свободы – лично президент США Стивен Кливленд выступил.
Сегодня Париж не мыслим без «чудовища» - Эйфелевой башни, а Нью-Йорк невозможно представить без «никому не нужной» Статуи Свободы. Пройдёт ли таким же путём Пётр 1?