- А что отмечают 19 декабря?
- День военной контрразведки. Военная контрразведка – это, с одной стороны, обеспечение безопасности вооруженных сил и других военизированных силовых структур (ФСВНГ и т.д.). Т.е., грубо говоря, ловля там шпионов, коррупционеров, выявление пособников террористов и т.д. А с другой – название структуры, решающей эти задачи. 19 декабря 1918 года в системе органов ЧК были созданы «особые отделы» - подразделения, обеспечивавшие безопасность войск Советской России.
- Я слышал еще такое название: «День особиста». Кто такие «особисты»?
- По смыслу – как раз сотрудники Особых отделов и созданных на их базе подразделений. Сотрудники спецслужб, обеспечивающих безопасность в войсках. Смотрели ДМБ? Помните героя Ивана Охлобыстина? Вот он как раз и был особистом.
На практике же так могут называть кого угодно, в просторечье этим броским термином могут называть и вообще любых контрразведчиков, и сотрудников подразделений собственной безопасности вне зависимости от ведомственной принадлежности, и даже сотрудников подразделений защиты гостайны (т.н. «первых отделов») в гражданских организациях. Отдельные особо продвинутые личности путают «особистов» и «загрядотряды», но это уже клинический случай.
Вообще, если у вас есть возможность – старайтесь не использовать чужой профессиональный жаргон, поступающие так люди могут допускать смысловые ошибки, что со стороны выглядит так себе.
- А как связаны военная контрразведка и ФСБ?
- Военная контрразведка (ВКР) входит в ФСБ. В РСФСР/СССР/РФ специальные задачи по обеспечению безопасности вооруженных сил в течении большей части истории решала внешняя по отношению к министерству (наркомату) обороны структура – органы государственной безопасности. Их сотрудники несут службу в подразделениях МО (не все, но это не важно), носят такую же форму (не всегда, но это не важно), но по факту относятся к другому ведомству (но об этом не принято вслух говорить в ходе их повседневной работы, хотя окружающие все знают и понимают).
Здесь нужно еще отметить, что сотрудники ФСБ (СВР, ФСО и т.д.) тоже являются военнослужащими. Вопреки устоявшемуся просторечному мнению, «военнослужащий» - это не обязательно сотрудник министерства обороны, а тот, кто проходит военную службу, которая существует не только в МО, но и в куче других структур, в том числе – в спецслужбах. Т.е. все (на самом деле не совсем все, но это не важно) сотрудники спецслужб – военные, но не все военные – сотрудники спецслужб.
- Если у меня есть знакомый особист – то его можно поздравлять и сегодня, и завтра?
- Истинно так!
- А знакомый пограничник?
- И его завтра обязательно поздравьте, ему будет приятно. Но и про 28 мая не забудьте!
- А что означает «в течении большей части истории»?
- В свое время часть функций военной контрразведки исполнялась военным ведомством самостоятельно. Например – контрразведка «СМЕРШ» во время Великой Отечественной войны. Тут, правда, тоже все непросто, «свой» «СМЕРШ» был и в наркомате обороны, и в наркомате ВМФ, и в НКВД, рассказывать можно долго и вряд ли это нужно. Просто имейте в виду, например, что герои «В августе 44-го» были «армейскими» СМЕРШевцами, а не «НКВДшными», если вам это действительно интересно.
- А что было до 1917-го года?
- Если коротко – то очень сложно. По сложности и нелогичности структуры, а также запутанности полномочий, спецслужбы Царской России не уступали современным США.
Если совсем коротко – ближайшим аналогом ФСБ можно считать Корпус жандармов. Кроме того, задачи борьбы с терроризмом и политическим экстремизмом решали охранные отделения МВД, тесно переплетенные с жандармерией. Военной контрразведкой в общем случае занимались сами армия и флот, пограничники были сами по себе, и так далее.
Все это интересно, но не имеет практического смысла с точки зрения обсуждаемых вопросов: как уже говорилось, спецслужбы современной России официально ведут свою родословную с 1917 года.