– Как с введением системы АСК-НДС-2 изменились масштаб уклонения от налогов и сами схемы?
– Кардинально. Масштаб не просто изменился – он стал совсем другим. Проблема преступлений с НДС, когда из бюджета возмещались налоги, которых никогда никто не платил, стояла очень остро. Представьте, вы взяли взаймы по 3000 руб. у 10 человек и дали им расписки, т. е. всего 30 000, и вдруг к вам приходит человек, который скупил эти расписки и требует уже 50 000 руб. Вы вернете ему 50 000 руб.? Наш ответ был технологическим – решили пойти не по пути увеличения числа проверок, а сделать невозможными сами преступления. Мы сопоставили декларацию по НДС с книгами учета покупок и продаж, которые параллельно собирали с декларациями, и сделали технологию, которая по цепочкам определяет разрыв налога. В I квартале 2016 г. он составлял 8% – примерно 676 млрд руб., а сегодня менее 1% – около 86,6 млрд. Это сумма, к которой могут быть теоретические вопросы. Мне кажется, сейчас у абсолютного большинства налогоплательщиков уже нет мыслей играть с НДС.
– Разрыв в 600 млрд руб. – это рост собираемости, который показала ФНС. Когда этот ресурс будет исчерпан? Пока Минфин каждый год закладывает в бюджете рост собираемости налогов.
– В Минфине собрались профессионалы высочайшего класса, и все оценки делаются взвешенно. АСК-НДС-2 – мощнейшая система, которая выступает драйвером роста собираемости, есть резервы, связанные с сокращением теневой экономики. За последние пять лет у нас средний рост ВВП составлял примерно 1,2%, а рост налоговых доходов – почти на 70%, без инфляции – 39,6%, т. е. разница между ростом экономики и налоговых доходов в 33 раза (38,4 п. п.) – это кумулятивный эффект работы расширенного правительства. Уменьшается число компаний, обладающих признаками однодневок, – с почти 2 млн в 2012 г. до 230 000 компаний в 2018 г. Это компании, которые теоретически могут попасть под определение однодневок. Это и есть те самые резервы, которые мы так или иначе мобилизуем для роста налоговых доходов. Есть резервы, связанные с построением более качественных учетных систем наших регистрирующих органов, которые передают ФНС информацию об объектах налогообложения. Более качественная работа госорганов и построение учета первичных записей субъектов права, объектов недвижимости дадут рост налоговых доходов без увеличения налоговой нагрузки и изменения базовых ставок налогов.
https://www.vedomosti.ru/economics/characters/2018/11/20/786996-rukovoditel-fns