Size: a a a

2020 February 09
Games of Brands
📣 Время голосовых сообщений пришло

В одном из ближайших эпизодов Виктор и Антон будут отвечать на вопросы слушателей. Как защитить бренд, если нет денег? Какими будут интеллектуальные права через 50 лет? У кого всё-таки авторские права на священные библейские тексты? Вы можете задать любой вопрос об интеллектуальной собственности и обо всём, что с ней связано.

Присылайте их нашему бренд-менеджеру @NikolayShevchenko. А если пришлёте голосовое сообщение, мы сможем вставить его прямо в подкаст и притвориться, будто это прямой эфир 📻 Будет классно!

Собираем вопросы до 20 февраля 📮
источник
Games of Brands
#Копикаст 49 — Мечтают ли эльфы о копирайте

Начинаем 5 сезон Копикаста с обсуждения прав Blizzard на создаваемые игроками карты для Warcraft III, но... В итоге 49 выпуск посвящён авторскому праву на языки (вы поймёте, как к этому пришло).

Погружаемся в IP-лингвистику:
▫️ Можно ли иметь авторские права на языки программирования?
▫️ А на обычные языки?
▫️ А на искусственные языки наподобие эсперанто?
▫️ И почему у народа Маори есть права на их язык, а у Дж. Толкина нет прав на эльфийский?

Доступен на:
Apple Podcasts (для iOS), Google Podcastas (для Android), Castbox, Spotify, Яндекс.Музыка, Simplecast и здесь!
источник
2020 February 10
Games of Brands
Реестр ЕАЭС

С началом новой недели! С вами Жанна Баумова. Сегодня обсудим новость о реестре товарных знаков ЕАЭС.

Недалек тот день, когда для регистрации товарного знака придется проверять не только открытые реестры Роспатента (но все мы знаем, что настоящие профи пользуются сервисом monocle.report) и знаки Мадридской системы, но и новый реестр Евразийского экономического союза.

Мы рассказывали о «знаке Пятерых» в 10 выпуске копикаста. Идея единого реестра не нова: подобные решения уже существуют в ЕС, странах Бенилюкса, а также странах-членах Африканской организации интеллектуальной собственности. Каждое такое «объединение» стран имеет свое патентное ведомство, которое выдает свидетельства, которые действуют на территории всех стран-участниц.

Создание единого реестра товарных знаков ЕАЭС подразумевалось еще при учреждении самого Евразийского экономического союза, но для подписания соответствующего Договора потребовалось почти 6 лет. В конце 2018 года был утвержден проект Договора, но для его подписания потребовался еще год. Однако это не означает, что прием заявок на товарные знаки ЕАЭС уже открыт. Государствам-членам Союза осталось совершить все необходимые «внутригосударственные процедуры», в частности утвердить перечень юридически значимых действий, необходимых для регистрации, правовой охраны и использования товарных знаков Союза.

В чем же выражаются основные преимущества нового реестра? Если вам нужна охрана обозначения сразу в 5 странах ЕАЭС – теперь можно будет подать одну заявку на товарный знак в ведомство по интеллектуальной собственности любого из государств-членов ЕАЭС и получить единое для всего Союза свидетельство. Если из 5 стран вас интересуют только 2-выгода получается сомнительная. И вот почему…

Новый реестр – это своеобразный симбиоз Мадридской системы и реестра товарных знаков ЕС. Вы получаете один охранный документ на все страны Евразийского экономического союза (что весьма удобно). Но в отличие от EUIPO, патентное ведомство ЕАЭС будет рассылать вашу заявку во все национальные ведомства стран-участниц, где каждое ведомство будет проводить свой поиск.

В Евросоюзе нет как таковой экспертизы, когда патентное ведомство сравнивает заявленное обозначение с уже зарегистрированными. Эту «проверку», по сути, осуществляют правообладатели уже зарегистрированных знаков. Владельцы брендов вынуждены постоянно мониторить новые заявки на предмет сходства с их товарными знаками, дабы на рынке не появился конкурент-дублер. Вместо экспертизы все заявки публикуют в открытом доступе. Если в течение определённого срока никто не выступил против регистрации нового обозначения, знак будет зарегистрирован.

В ЕАЭС же национальные патентные ведомства будут подготавливать заключения, содержащие сведения о результатах поиска и проверки, с приложением противопоставляемых материалов, если они выявлены. Аналогичный подход используется и в Мадридской системе, однако отказ в регистрации в одной из стран-участниц Мадридского протокола не влияет на предоставление правовой охраны знака в других странах. Совсем иной подход закреплён в Договоре ЕАЭС: если хоть одно ведомство примет решение об отказе в регистрации знака, то обозначение не будет зарегистрировано ни в одной из стран-участниц.

Решайте сами, насколько оправданным является введение нового реестра и кому это упростит жизнь) Создавать свои реестры – это новый тренд 2020.  Все чаще в СМИ появляются новости о создании единого реестра товарных знаков для Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АSEАN) - так называемой Pan-АSEАN Trademark System. Учитывая, что для стран Юго-Восточной Азии уже разработаны Общие руководящие принципы для осуществления экспертизы, то внедрение единого реестра будет являться весьма логичным шагом. Как думаете, кто успеет раньше?
источник
2020 February 11
Games of Brands
🎲 Quiz '10 вопросов про товарные знаки в России'
Таблица лидеров и ответы будут опубликованы в Games of Brands в четверг.
🖊 10 questions  ·  ⏱ 15 sec
источник
2020 February 12
Games of Brands
В Деловом Петербурге вышла статья о том, как петербургский «Газпром экспорт» отсудил своё... фирменное наименование, что весьма необычно для российской судебной практики. Помогла разобраться в столь нетипичном деле партнер CLAIMS Анастасия Кузнецова.

Автор статьи: Дмитрий Маракулин
Ссылка на статью: https://www.dp.ru/a/2020/02/04/Po_imenam_ih_ne_uznaete_ih

А на Marketmedia вышла статья «Почём наказание за утечку данных клиентов», где о тенденциях судебных споров рассказывает старший юрист Антон Ендресяк.

Автор статьи: Амера Карлос
Ссылка на статью: https://marketmedia.ru/media-content/pochem-nakazanie-za-utechku-dannykh-klientov/

В качестве бонуса — неудержимо крутое фото Анастасии и Антона 😎
источник
Games of Brands
Кстати, не забываем о вопросах для Копикаста!
источник
2020 February 13
Games of Brands
Первый пошел!

Мы часто наблюдаем, как появляются "хайповые" заявки, и коронавирус не стал исключением. Первая такая заявка появилась в США. Скорее всего, подобных заявок будет немного: тема хоть и "хайповая", но далеко не в позитивном ключе.

Берегите себя и своё здоровье, мы вами очень дорожим. Вот, нашли небольшую рекомендацию, как обезопаситься от заболевания.
источник
Games of Brands
Подведём итоги викторины и расскажем правильные ответы.

Победитель — @Zzeneck! Результат 10 из 10 (1 минута 11 секунд). Ему отправляется наша элитная IP-футболка :)

А теперь к правильным ответам.

Какой субъект НЕ отвечает за регистрацию товарных знаков в России?
Ответ: Суд по интеллектуальным правам. Остальные варианты (ФИПС, Роспатент, WIPO) непосредственно связаны с регистрацией, а Суд может лишь вынести решение, которое обяжет Роспатент зарегистрировать товарный знак.

Сколько всего классов в МКТУ (международном классификаторе товаров и услуг)?
Ответ: В МКТУ всего 45 классов. Из них 34 класса относятся к товарам, а 11 — к услугам.

Какой нужно иметь диплом, чтобы подать заявку на товарный знак?
Ответ: Никакого диплома не нужно. Правда, придется заморочиться с проверками, пошлинами, классами и т.д., так что, на самом деле, юридический диплом пригодится. Однако если дорожка товарных знаков доведет вас до арбитражного суда, то вас как представителя туда точно не пустят без юридического диплома или свидетельства патентного поверенного. Ну и еще свидетельство патентного поверенного необходимо, если вы - иностранец. Правда, в этой ситуации это будет свидетельство того поверенного, которого вы назначите представлять ваши интересы в России.

Где рассматриваются возражения против регистрации товарных знаков?
Ответ: Палата по патентным спорам. Когда вы возражаете против регистрации или оспариваете отказ, вы боретесь с позицией не другого лица, а самого Роспатента.

Кто недобросовестно регистрирует на себя большое количество товарных знаков без цели их реального использования?
Ответ: Патентный тролль. Как раз недавно писали про одного. Интересно, что нужно делать, чтобы тебя назвали «промышленной феей» или «товарным орком»?

Сколько разных реестров нужно проверить перед подачей товарного знака на регистрацию в России, чтобы корректно оценить свои шансы на успех?
Ответ: 7. Давайте их перечислим. Реестр товарных знаков Роспатента; реестр заявок на товарные знаки Роспатента; реестр общеизвестных товарных знаков Роспатента; реестр промышленных образцов Роспатента; реестр заявок на промышленные образцы Роспатента; реестр товарных знаков и заявок по Мадридской системе, распространенных на Россию; реестр фирменных наименований.

Как сэкономить на пошлинах в Роспатент при регистрации товарного знака?
Ответ: Подать электронную заявку. Пока что это единственный способ снизить стоимость пошлин — электронная заявка дает скидку 30%.

На какой срок предоставляется защита товарному знаку в России?
Ответ: На 10 лет с возможностью продлить.

Как вы НЕ можете подать заявку на товарный знак?
Ответ: Электронной почтой. У бюрократии свои правила!

Что нельзя защитить товарным знаком?
Ответ: Человеческую жадность. Всё остальное имеет материальную природу, а значит, это можно попробовать защитить.
Пение птиц — звуковым товарным знаком. Запах весенней травы — обонятельным товарным знаком (есть и такие).
Блики солнца на воде — скорее всего, изменяющимся товарным знаком.
источник
2020 February 15
Games of Brands
День Святого Валентина постепенно сменился волшебной ночью (это для тех юристов, у которых есть личная жизнь)... но на Родине Святого Валентина в Италии вчерашний день еще пока не закончен.

Все наши читатели, которые сейчас находятся в Риме, могут посетить церковь Санта-Мария-ин-Космедин. Именно там находится памятник и захоронение Святого Валентина.

Мы же хотим сегодня в честь праздника сравнить бренды двух других итальянских Валентинов.

Valentino и Mario Valentino: несмотря на сходные наименования, перед нами два модных дома-конкурента.

Первый был основан Валентино Гаравани в Риме в 1960 году, второй - Марио Валентино, за 8 лет до этого в 1952 году.

60 лет соперничества модных домов были наполнены как мирным сосуществованием, так и судебными разбирательствами.

Сегодня мы решили посмотреть наиболее интересные знаки обоих модных домов и предоставить нашим читателям возможность сравнить - чьи товарные знаки интереснее, а защита бренда лучше?
источник
2020 February 16
Games of Brands
#Копикаст 50 — QR и Бодлер

Юбилейный выпуск записываем вместе со слушателями и отвечаем на их вопросы:

🔲 Можно ли зарегистрировать QR-код как товарный знак?
🚫 Продлеваются ли авторские права поэтов, подвергшихся цензуре?

Получилось здорово! Присылайте ещё свои вопросы об интеллектуальной собственности и обо всём, что с ней связано, нам на @NikolayShevchenko, продолжим общение в следующем выпуске. Тот случай, когда вашим аудиосообщениям будут рады!

Доступен на:
Apple Podcasts (для iOS), Google Podcastas (для Android), Castbox, Spotify, Яндекс.Музыка, Simplecast и здесь!
источник
2020 February 17
Games of Brands
Подготовили для вас #brandcтатистика с количеством дней, которое вам понадобится для регистрации товарного знака через национальные ведомства разных стран.

Если верить данным INTA, то быстрее всего вы получите регистрацию в Ливане. Для этого вам потребуется одна или две недели. А вот дольше всего своей регистрации вам придется ждать в соседней с Ливаном Сирии — 3-4 года (и то это еще не факт, непонятно, как там сейчас работает патентное ведомство).

Данные взяты из открытых источников WIPO и INTA. Учитывается срок, необходимый для регистрации товарного знака с единовременной подачей всех документов и отсутствием проблем (оппозиций, сходных знаков).

Визуализацию данных на карте вы можете найти в Flourish.
Для тех, кто любит таблицы, — вот ссылка на файл.

P.S. Если вы знаете, как дополнить таблицу или визуализацию, запросите доступ на редактирование таблицы. Давайте создадим наиболее полную карту сроков!
источник
2020 February 18
Games of Brands
Коронавирус – это точно форс-мажор!

Не так давно мы уже писали про эпидемию коронавируса.
На прошлой неделе Европейское патентное ведомство EUIPO впервые за много лет применило статью 101 (4)  European Union trade mark regulation.

В исключительных случаях, таких как стихийные бедствия или гражданские беспорядки, директор EUIPO вправе принять решение о продлении дедлайнов и процессуальных сроков для лиц, затронутых катаклизмами.
14 февраля EUIPO продлило сроки совершения юридических действий в сфере товарных знаков и патентов для заявителей с территории Китая, если их сроки истекают в период с 30 января по 28 февраля 2020 года. Согласно данному решению просроченные действия могут быть совершены 29 февраля без каких-либо негативных последствий.
Интересно, что EUIPO обеспечило продление лишь тем заявителям, которые так или иначе имеют связь с Китаем. В этом смысле, если заявитель проживает в другой стране, но, к несчастью, заболел коронавирусом, его сроки автоматически восстановлены не будут, и ему потребуется добиваться продления лишь на общих основаниях.

Китайское патентное ведомство действовало несколько более универсально. Согласно указу Китайпатента № 350 любой заявитель, чья деятельность осложнена эпидемией коронавируса, наделен особым двухмесячным периодом, в течение которого те сроки, которые были им просрочены в результате эпидемии, могут быть восстановлены на основании специально поданного в Китайпатент ходатайства.

По данным WIPO, в EUIPO сегодня около 10.000 знаков, зарегистрированных на китайских заявителей только по Мадридской системе. При этом в России аналогичных товарных знаков китайских компаний ровно в два раза больше – около 20.000.

Какой ваш прогноз? Будет ли аналогичное продление для китайских компаний либо для больных коронавирусом введено в России?
источник
2020 February 19
Games of Brands
🎁 Прощальный подарок

Несколько недель назад мы с интересом следили за развитием ситуации с Megxit и Brexit.

С Brexit все завершилось, как и ожидалось: 31 января Великобритания вышла из состава ЕС.

Однако за два дня до расставания с объединенной Европой Великобритания преподнесла ЕС прощальный «королевский» подарок: окончательное решение по делу Sky plc and Others v Skykick UK Limited and Skykick Inc.

Решение было вынесено Европейским судом справедливости в качестве высшей инстанции по спору, который ранее был рассмотрен Верховным судом Англии. Таким образом, английское правосудие и английские заявители сформировали несколько прецедентных положений о товарных знаках, которыми в дальнейшим будут пользоваться оставшиеся в ЕС страны.

В этом деле есть два наиболее примечательных положения.

(1) Товарный знак не может быть отменен по тому мотиву, что товары, для которых он зарегистрирован, указаны слишком абстрактно

Ответчик просил суд отменить товарный знак истца, ссылаясь на то, что «computer software, computer software supplied from the Internet», для которых знак зарегистрирован, — слишком широкая категория, не позволяющая установить, для чего именно истец зарегистрировал свой товарный знак.
Европейский суд отклонил этот довод: знак не может быть отменен из-за слишком широкой категории товаров. Однако правовая охрана может прекратиться, если правообладатель не докажет его использование через некоторое время для соответствующей широкой категории.

(2) Подача заявки на регистрацию товарного знака для слишком широкого перечня товаров, в отношении которых он, очевидно, не будет использован, может быть признана недобросовестной

Если удастся доказать, что заявитель подал знак, явно не планируя его использование в будущем и стремясь ограничить в правах третьих лиц, его действия могут быть признаны недобросовестными. При этом, если заявка подана в отношении широкого перечня товаров, а намерение использовать отсутствует лишь в его части, то недобросовестность может быть признана в отношении лишь того, что не будет использовано.

Оба положения судебного решения подчеркивают важность аккуратного подхода к проработке перечня при подаче заявок на регистрацию товарных знаков. Если перечень будет слишком абстрактным, но коротким, то в будущем могут возникнуть проблемы с доказыванием использования. Если перечень будет конкретный, но длинный, то действия заявителя по включению в него товаров, которые явно никогда производиться заявителем не будут, могут повлечь признание заявителя недобросовестным, что само по себе может иметь серьёзные последствия.

Вот такое юридическое наследие в области интеллектуальной собственности оставила Великобритания для правообладателей в ЕС вместо того, чтобы просто уйти из ЕС по-английски.

P.S. А вот где не получилось уйти спокойно, так это Megхit: буквально сегодня появились новости о том, что английская королева может быть против использования бывшим принцем Гарри и его супругой Меган обозначения «Royal» в связи с их отказом от статуса «королевских особ».
источник
2020 February 20
Games of Brands
Дзинь-дзинь!
Сегодня до конца дня вы можете присылать вопросы голосовым сообщением нам на @NikolayShevchenko, чтобы они попали в следующий выпуск Копикаста.
источник
Games of Brands
Наш бренд-менеджер Николай, прослушав выпуск Копикаста про юридические рейтинги, решил подумать над разработкой собственной премии или антипремии в сфере интеллектуальной собственности и товарных знаков.

За какой премией вам было бы интересно следить, если она была бы учреждена?

🤯  Самый «отъехавший» товарный знак/заявка года
Чтобы понять, кто мог бы претендовать на нее, достаточно вспомнить недавний кейс с заявкой, защищающей танец во время экскурсионной программы.

™️ Самое «знаковое» дело
В отличие от классических юридических премий, эта премия могла бы выдаваться сторонам дела, в котором фигурирует наибольшее количество товарных знаков.

😭 Самый «вымученный» товарный знак
Премия предполагается за товарный знак, регистрация которого прошла через все «круги» процедуры регистрации, возможно, несколько раз.

😈 Наиболее контрафактный товар
Предполагается выдавать бренду, нарушившему наибольшее количество товарных знаков одновременно.  

👺 Товарнознаковый файлер года
Выдается заявителю, который подал наибольшее количество заявок за год (привет, тролли! и не только).

🗣 IP-хайпожор года
Чтобы объяснить эту премию, давайте вспомним, как часто в прошлом году разные спикеры в сфере интеллектуальной собственности сказали слово «блокчейн» в своих выступлениях/постах/интервью.

Никакая
Сейчас разных юридических премий и так достаточно. Лучше вместо учреждения новых премий сделать еще один выпуск копикаста или разбор брендов.

Ваш вариант в комментариях, только давайте без банальщины)
источник
2020 February 22
Games of Brands
Eine goldene Nase verdienen - заработать себе золотой нос!

Aktion Plagiarius – ежегодная антипремия, вручаемая с 1977 года за самый «шокирующий контрафакт».

Победители награждаются статуэткой Черного Гнома с золотым носом, символом богатства, полученного от чужих блестящих идей (от немецкого афоризма «заработать себе золотой нос»).

Сегодня мы покажем трех (на самом деле четырех) анти-победителей премии за 2020 год, а также ее остальных номинантов, которые были определены ровно две недели назад.

Подробнее обо всех лауреатах премии читайте на официальном сайте www.plagiarius.com

Всем замечательных выходных!

P.S. Для некоторых ваших голосовых вопросов Копикаст взял дополнительную "минуту" и ответит на них после праздников, а пока вспомните наши тематические подборки 😉
источник
2020 February 25
Games of Brands
👩‍🎨 Street Art: нарисовать нельзя уничтожить

Одним из вопросов, которые мы регулярно задавали желающим устроиться в CLAIMS, был такой: вправе ли собственник здания по своему желанию уничтожить картину, нарисованную на его стене уличным художником, или это нарушает право на неприкосновенность произведения искусства?

В прошлый четверг Апелляционный суд второго округа США дал развернутый ответ (32 страницы) на этот вопрос:

Собственник здания вправе уничтожить street art лишь в следующих случаях:

(i) Картина может быть перенесена в другое место без ущерба; художник был уведомлен о необходимости переноса, но не перенес ее в течение 90 дней.

(ii) Картина не может быть перенесена в другое место без ущерба, но между художником и собственником имеется подписанный письменный документ, в котором художник был предупрежден о возможности таких негативных для картины последствий.

В остальных случаях удаление стрит-арта собственником здания может быть признано незаконным и повлечь за собой необходимость выплаты художнику компенсации.
Такая сильная защита предоставляется только тем произведениям уличного искусства, которые приобрели или обладают «признанной репутацией» («recognized stature»).

При этом «признанной репутацией» могут обладать не только творения широко известных художников (например, Бэнкси, Христо Явашев или Жанна-Клод де Гийебон), но также инсталляции и картины любых менее значимых художников, которые, однако, были размещены в известных музеях (Лувре, Прадо и т.п.) или популярных общественных местах.

Суд подтвердил, что расположенное до 2014 года в нью-йоркском районе Квинс арт-пространство 5Pointz являлось таким местом. Поэтому его уничтожение собственником для целей строительства элитной недвижимости было признано нарушением прав художников, чьи произведения были нанесены на стены 5Pointz.

По итогам разбирательства суд присудил компенсацию в размере 6.75 миллионов долларов (440.000.000 рублей), которая должна быть взыскана с девелопера в пользу художников, чьи личные неимущественные права пострадали.

Решение апелляционного суда является знаковым для защиты стрит-арта не только на территории США. Сформулированные судом подходы, пройдя некоторую трансформацию, скорее всего будут восприняты и в иных юрисдикциях. Мы будем внимательно следить за этими процессами и чуть позднее представим вам детальный разбор развития практики по этому вопросу.
источник
2020 February 26
Games of Brands
AI in IP: мнения со всего мира

Интеллектуальные права на произведения искусственного интеллекта — одна из самых обсуждаемых тем сегодня. Естественно, вовлечены и мы: у нас есть и лонгрид на эту тему, и отдельный выпуск подкаста.

11 мая в Женеве Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO) планирует обсудить поступившие со всего мира мнения и выработать единый подход к регулированию искусственного интеллекта в будущем.

Среди организаций, с чьими мнениями можно ознакомиться на сайте WIPO: Wikimedia Foundation, Xiaomi, Intel, Alibaba, Huawei, INTA, AIPPI, Creative Commons, множество университетов и другие организации, включая нас.

Рекомендуем ознакомиться хотя бы с частью изложенных позиций, чтобы иметь представление об идеях, которые могут быть положены в основу будущего регулирования.
источник
2020 February 27
Games of Brands
#Копикаст 51 — Сверхъестественное

👻 Может ли экстрасенс защитить авторские права  на текст, продиктованный ему духом? На этот вопрос отвечали английский суд в деле Cummins v. Bond (1926) и американский суд в деле Oliver et al. v. Saint German Foundation et al. (1941).

В эфире 51-го Копикаста изучаем эти прецеденты и выясняем:

▫️ Кому принадлежат права на потусторонние тексты?
▫️ Какое отношение имеет к этому процессуальная доктрина эстоппель?
▫️ Могут ли духи, божества и реки быть правообладателями?

Доступен на:
Apple Podcasts (для iOS), Google Podcastas (для Android), Castbox, Spotify, Яндекс.Музыка, Simplecast и здесь!
источник
Games of Brands
🔞 Another Fack

Прошло всего полгода как Верховный суд США в деле о товарном знаке FUCT признал неконституционным запрет на регистрацию аморальных (скандальных) товарных знаков... и отголоски этой практики уже слышны в палатах Суда Европейского Союза.

Сегодня Суд признал необоснованным отказ в регистрации товарного знака "Fack Ju Göhte" на имя создателей одноименной немецкой кинокомедии, известной в российском прокате как "Зачётный препод".

По мнению Суда, обозначение «Fack Ju» для немецкого потребителя может восприниматься вовсе не так нецензурно, как для англичан. При этом Суд отметил, что Европейское патентное ведомство, отказывая в регистрации товарного знака, не обосновало в достаточной степени, что обозначение «Fack Ju» этически неприемлемо для немецкоговорящей аудитории.

Ссылка на решение.

Теперь европейское ведомство обязано повторно оценить этичность товарного знака и принять новое решение. В общем, Суд ЕС хоть и не спешит объявить аморальные обозначения охраноспособными в принципе, но устраняет явно излишние ограничения. Вероятно, это можно оценить как тенденцию в пересмотре стандартов «моральности» товарных знаков в различных юрисдикциях, о которой мы упоминали в одном из постов и выпуске подкаста.

Как вы думаете, соответствует ли сегодня обозначение «Fack Ju» принципам морали и этики для российского потребителя?
источник