Size: a a a

2021 March 24
Games of Brands
📼 Копикаст 77 — Новые институты: Интернет-знаки

Видеоверсия: https://youtu.be/1eMwRbEMAF8
источник
Games of Brands
👨‍🎨 В субботу на ART LAW DAY будут выступать юристы Эрмитажа, которые играючи справятся с сегодняшним опросом. Кстати, регистрируйтесь на онлайн-мероприятие по ссылке — там будет много интересного.

https://ipit-box.timepad.ru/event/1588301/

А сейчас, приступим к опросу:

В римской Санта-Мария-делла-Витториа хранится всемирно известный "Экстаз Святой Терезы", упомянутый Дэном Брауном в "Ангелах и Демонах".

Однако первоначальный 3D эскиз Бернини, на основе которого скульптура была создана, хранится в Государственном Эрмитаже.

Допустимы ли коммерческое изготовление и продажа копий скульптуры в России?

🍎 Да, но с согласия Государственного Эрмитажа
🍏 Да, но с согласия Санта-Мария-делла-Витториа
🍊 Да, но с согласия Санта-Мария-делла-Витториа и Эрмитажа
🥭 Допустимо в любом случае, т.к. Бернини умер еще в 1680 году
🍈 Недопустимо в любой ситуации
🤓 Иной ответ - напишу в IP-чат
источник
2021 March 25
Games of Brands
👾 Space Invaders
#trademarksinreallife

Сегодня смотрим, как одна из основоположниц современной игровой индустрии, игра Space Invaders, защищается в Европе.

Выпущенная ещё в 1978 году игра, охраняется от IP Invaders рядом изобразительных знаков. Каждый из них представляет одного из пиксельных инопланетян, которых предстоит уничтожать по ходу бесконечной аркады. Изображения крайне просты и задаются несколькими байтами - всю игру можно уместить в пол-килобайта.

Что разберем на следующей неделе? 🔽
источник
2021 March 26
Games of Brands
🏛 Экстаз в Эрмитаже

Вопрос о коммерческом использовании всемирно известных экспонатов, даже если срок действия авторского права на них давно истек, тесно связан с особым «музейным правом», распространяющимся на коллекции, входящие в Музейный фонд России.

По общему правилу коммерческое изготовление и использование копий экспонатов возможно лишь после получения согласия соответствующего музея.

Про аналогичную иностранную практику, когда Трибунал Флоренции запретил коммерческое использование изображений мраморной статуи Микеланджело «Давид» на территории Европейского союза, мы писали ранее.
Вместе с тем, в отличие от права авторского, исключительное «музейное право» по общему правилу действует только на территории страны нахождения соответствующего экспоната.

Поэтому за пределами территории Европейского союза можно попробовать свободно изготовить копию римского Экстаза Святой Терезы, а за пределами территории России – копию его эскиза, хранящегося в Государственном Эрмитаже.

Но так ли это на самом деле?

Мы сможем точно узнать об этом завтра в 12.00.

Не пропустите наш первый Art Law Day совместно с IP IT BOX и юридической службой Государственного Эрмитажа — музея, хранящего в себе самую большую в мире коллекцию экспонатов.

Регистрируйтесь по ссылке
источник
2021 March 27
Games of Brands
🔜 Через пять минут начинаем!

Подключайтесь по ссылке: https://ipit-box.timepad.ru/event/1588301/
источник
2021 March 30
Games of Brands
🗺 Инквизиция и автор. IP-экскурсия по Венеции и Тренто

На прошлой неделе Венеция отмечала 1600 лет со дня основания, а на этой неделе многие из нас отмечают 1 апреля.

В честь этих событий мы отправляемся на IP-экскурсию, посвященную влиянию инквизиции и Тридентского Собора на свободу творчества и право на неприкосновенность произведений.

В вводной части экскурсии в формате puppet show мы по сохранившимся протоколам реконструировали реплики судей и художника Паоло Веронезе, который был подвергнут Трибуналу инквизиции за нарушения правил Тридентского Собора о «визуальном контенте» в рамках его картины «Тайная Вечеря».

▫️Где находился и как был устроен суд Святой инквизиции?
▫️Кем был разработан и что включал в себя первый в истории мировой религии бренд-бук?
▫️Какому наказанию подвергались авторы религиозных картин, нарушавшие требования бренд-бука?
▫️Смог ли Веронезе спасти себя и свое творение? Какое значение имел этот суд для мировой культуры и искусства?

Смотрите по ссылке: https://youtu.be/kpQtOpq_6mk
источник
Games of Brands
👩‍🎨 Если вы художник, артист или просто творческая личность, то вопросы об авторском праве могут посещать вас достаточно часто. Ведь мысль о том, что  "Ничто не ново под луной", или более современная интерпретация "Это уже было в Симпсонах" постоянно мелькают в интернете у критиков, комментаторов и просто "ценителей" искусства.

Справиться с подобными сомнениями и быть уверенным в части других юридических рисков, связанных с творческой деятельностью, поможет лекция от нашего партнёра Анастасии Кузнецовой, организованная совместно с проектом getatrfit.


🆓 Ну и по традиции конкурс c бесплатным билетом на лекцию:

Внимание, вопрос! Инсталляция какого ныне живущего современного художника потенциально может нарушать право на товарный знак, принадлежащий фонду одного из видных представителей поп-арта. Присылайте ваши ответы со ссылкой на товарный знак в личные сообщения @NikolayShevchenko!

UPD: Победитель определен!)
источник
2021 March 31
Games of Brands
🤟«Владельцам» Ждуна дали отпор

Где-то полтора года назад мы писали о том, что правообладатели изображения Ждуна решили предъявить требования ко всем интернет-платформам, которые использовали в своё время очень популярный интренет-мем в виде скульптуры Homunculus loxodontus голландской художницы Маргрит ван Бреворт, которую в русскоязычном интернете прозвали иначе, с легким налетом загадочной русской души – Ждун.

Чуть раньше мы даже придумали позицию против CD Land в деле с Мегафоном.

Суть дела проста: предприимчивые CD Land получили лицензию на изображение скульптуры у автора оригинала и пошли взыскивать по рунету дань за использование. Только вот СИП сегодня поддержал действительно интересное решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Вконтакте не нарушала права CD Land, так как использовала не изображение Ждуна, а интернет-мем, который создали сами пользователи, а потому стикеры в ВК являются пародией оригинального произведения!

Насколько это решение важно для рынка? Своими размышлениями поделится партнер CLAIMS Екатерина Проничева:

Решение первой инстанции в свое время привлекло к себе много внимания, так как в нем по сути впервые в судебном акте давалось определение понятию "интернет-мем", но на самом деле ключевая позиция здесь все-таки состоит в том, что спорные стикеры представляют собой не переработку оригинального произведения, а пародию на него. Судебной практики по пародиям в России очень мало, и до сих пор ведутся ожесточенные споры, что может быть признано пародией, а что нет. Данное решение еще раз акцентирует внимание на том, что 1) пародия должна использовать существующий объект, при этом существенно отличаться от него; 2) должна являться выражением юмора или насмешки.

При этом существенность отличий применительно к спорным стикерам вызывает вопросы. Например, раньше, когда мы работали в офисе у Невского проспекта, ко мне по дороге на работу часто подходила зебра из мультика "Мадагаскар" и звала в какой-то подпольный музей. Раньше для меня не было вопросом, нарушает ли эта радостная зебра права создателей мультика. Конечно, да! А после этого решения я думаю о том, что зебра-то отличается, в ней, как минимум, сидит человек, которого я могу видеть сквозь сетку в районе шеи зебры. Достаточно ли комично он зовет меня в подпольный музей? Ну в целом, он старается, подпрыгивает, шевелит хвостиком и пытается меня приобнять. Кто-то может решить, что это достаточно весело, кто-то посчитает, что нет. Так, может быть, та зебра - пародия?

Кстати, про защиту мемов у нас есть лонгрид и даже разбор товарных знаков, которыми защищены некоторые из них.
Telegram
Games of Brands
​Чем Мегафон может возразить?

Вчера и сегодня на многих новостных порталах пишут, что Мегафон должен выплатить 8,6 млн. руб. компенсации за использование Ждуна. Для тех, кого данная новость миновала, с ней можно познакомиться по ссылке.

Размер компенсации, которую установил суд, впечатляет. В России в среднем нечасто присуждают такие большие суммы по аналогичным спорам.

Но написать мы хотели не об этом.

Как видно, иск был заявлен к Мегафону из авторских прав на дизайн Ждуна. Заявитель приобрел их у Маргрит ван Бревон – непосредственного автора персонажа.

Вместе с тем, "Homunculus loxodontus" (оригинальное название скульптуры) был создан голландской художницей не просто так, а в рамках конкурса, проводившегося фондом "Скульптуры в Лейдене". Художник получила грант на создание Ждуна от больницы Лейденского университета.

Из доступной на сегодня информации непонятно – исследовалось ли судом данное обстоятельство. По крайней мере, Лейденский университет третьим лицом в процесс не привлекался.

Если Маргрит…
источник
2021 April 01
Games of Brands
#Копикаст#Копикаст 78 — Интеллектуальное право - Hardсore

Время странных юридических вопросов защиты игровых вселенных, кризиса копирайта и Интернет-знаков, наконец, позади.

Сегодня обсуждаем настоящие юридические проблемы.

Слушайте на Apple Podcasts (для iOS), Google Podcasts (для Android), Castbox, Яндекс.Музыка, Simplecast!
источник
Games of Brands
📼 Копикаст 78 — Интеллектуальное право - Hardсore

Видеоверсия: https://youtu.be/hi9-YV-aaaI
источник
2021 April 02
Games of Brands
​​⚪️ POPSOCKETS – компания, которая, как ни странно, производит попсокеты.

Почему я написал «как ни странно»? Потому что когда я столкнулся с ними вживую и мне сказали, как они называются, первая моя мысль была: «и у этой штуки есть название?». Возможно, это потому что я не живу в Америке, откуда и берет свое начало история этого бренда, и, следовательно, маркетинга, и потому что ко мне в руки к тому моменту уже попал китайский «аналог».  

А китайский аналог попал раньше в мои руки, скорее всего из-за того, что в России POPSOCKETS отказали в регистрации товарного знака, поданного по Мадридской системе, защищающего форму этой держалки-подставки.

Оно и неудивительно, ведь как мы и писали ранее в РФ есть запрет на регистрацию объёмных товарных знаков, носящих функциональный характер.

Однако есть некий перечень стран, где эту Мадридку зарегистрировали. Кстати, сам знак в правом верхнем углу на слайде.

Помимо этого, ниже на слайде показан мексиканский знак. Видно, что он защищает одновременно объемные фигуры трех состояний держалки. Хорошее решение, чтобы защитить подобный товар. Но в большинстве стран такое, скорее всего, не пройдет.

Все остальное довольно банально: защита двух логотипов компании + словесник.

Отличных выходных!
Коля
источник
2021 April 05
Games of Brands
#Копикаст#Копикаст 79 — Авторские права на законы

Законы не охраняются авторским правом. По крайней мере, так это работает в России. Но что происходит за морем? В конце концов, Бернская конвенция допускает охрану законов авторским правом по усмотрению государства.
И точно ли в России нет авторского права на официальные тексты?

Сравниваем права на официальные документы в России и Великобритании в 79-м Копикасте:

▫️ Когда текст приказа государственного органа охраняется авторским правом в РФ?
▫️ Какие официальные документы можно копировать, а какие нет?
▫️ Как Её Величество королева Великобритании судилась за свои авторские права в Канаде?
▫️ Что такое Open Government License?
▫️ Почему российское авторское право на законы — зумерское?
▫️ Что общего у британской Короны и царя Хаммурапи?
▫️ Что написано про Питера Пэна в британском Законе об авторском праве?
▫️ Как Брексит может возродить вечное авторское право?

Слушайте на Apple Podcasts (для iOS), Google Podcasts (для Android), Castbox, Яндекс.Музыка, Simplecast
источник
2021 April 06
Games of Brands
📼 Копикаст 79 — Авторские права на законы

Полная Режиссерская Видеоверсия: https://youtu.be/ojbj-7oHOAg
источник
Games of Brands
​​🎨 ...«Я стал думать, это туалет не работает, или это произведение искусства под названием «Туалет не работает»?»...
«О чем говорят мужчины» (реж.  Дмитрий Дьяченко, 2010)


В музее в Сеуле молодая пара приобщилась к прекрасному – стала соавтором произведения американского стрит арт художника JonOne ценностью 500 тыс. долл.

Как признались в полиции новоиспеченные соавторы, они подумали, что кисти и краска рядом с произведением нужны были, чтобы каждый мог добавить свой штрих.

В связи с этим, к вам, знатоки, вопрос:

Вправе ли посетители, случайно «дорисовавшие» картину JonOne, воспрепятствовать ее реставрации в первоначальный вид?

🍏 Нет, потому что они вандалы, а не соавторы
🍎 Нет, потому что у них не было творческого вклада
🍐 Нет, потому что JonOne не предполагал их такого творческого вклада
🍊 Да, потому что изначальная картина погибла, а в «дорисованной» они соавторы
🍈 Да, потому что тогда их собственная картина поверх изначальной будет уничтожена
🥭 Да, потому что в изначальной картине отсутствовал творческий вклад
👨‍🎨 Иной ответ - напишу в IP-чате
источник
2021 April 07
Games of Brands
🏛 На этих выходных на  юридическом факультете СПбГУ прошёл студенческий кейс-чемпионат по IP Fashion&IT 2021: Искусство цифровизации. В качестве одного из экспертов на секции "IP&IT" выступил Алексей Петров, партнёр CLAIMS. Алексей также рассказал слушателям про проблемы судебной практики о признании товарных знаков общеизвестными.

Запись части конференции доступна по ссылке.

В ходе секции команды анализировали различные сложные кейсы, связанные с защитой доменных имён, сублицензированием баз данных и ноу-хау, пародированием мобильных игр, защищая подготовленные заранее стратегические решения.

Одним из модераторов и организаторов мероприятия стал Иван Никифоров, помощник юриста в CLAIMS и студенческий руководитель кружка интеллектуальной собственности и информационных технологий СПбГУ, под эгидой которого прошла секция.

Студенческие кейс-чемпионаты - прекрасная возможность для работодателей познакомиться с перспективными ребятами из ВУЗов и передать частичку ценного опыта.

WANTED❕

Кстати, насчет работодателей.  У нас в команде появилось уютное место для стажера или помощника юриста. Обещаем делиться опытом, печеньками и способствовать реализации ваших амбиций как в юридической сфере, так и в научно-просветительской.

Стажировка, конечно, оплачиваемая.

Вся информация тут.
источник
2021 April 08
Games of Brands
​​⌚️ Сегодня к нам в разбор попали Часы с большой буквы. Речь пойдет о классической модели CASIO DW-5000C, а точнее её защите на родине бренда – в Японии. Историю же самих часов можно прочитать тут. И это действительно интересно!
#trademarksinreallife

Чего нельзя сказать про их защиту... Она, мягко говоря, — средненькая. Единственное, за что можно похвалить, – это защита внешнего вида корпуса часов и часов с ремешком.  А как можно было разгуляться с таким дизайном в то время! Тут можно было бы защитить форму корпуса, ведь на запуске бренда она была революционной, и если верить некоторым блогам, именно благодаря форме стала возможна такая влагозащита и ударопрочность. Можно было бы защитить форму ремешка с клепками, цвет или циферблат.  Эх, мечты, мечты…

Кстати, у CASIO на всех промо-материалах циферблаты часов показывают одинаковое время. Как выяснилось, так же и на товарных знаках. Такая последовательность цифр выбрана, так как она наилучшим образом демонстрирует возможности экрана. А по какой причине на большинстве реклам часов со стрелками показано время примерно 10:10, можно прочитать тут.

Николай
источник
2021 April 09
Games of Brands
Bonjour (вернее, уже bonsoir) à toutes et à tous. Разобраться в скандальном инциденте с работой JonOne в Южной Корее поможет наш партнер Анастасия Кузнецова.

Помня основные заповеди авторского права, а особенно авторского права в искусстве, мы сразу же откинем варианты 🍎 и 🥭- наличие творческого вклада в произведениях предполагается, как в случае с работой профессионального художника, так и в случае со “случайными вандалами”. Ведь супруги прямо говорят о том, что хотели поучаствовать в творческом процессе создания, как они полагали, коллективной картины, а многие зрители восприняли их вклад как улучшение картины.

Вопрос соотношения авторского права и права собственника имущества, подвергающегося арт-вандализму, то есть предполагаемому осквернению или порче имущества фактом использования его в качестве своеобразного холста, все чаще решается в пользу авторского права, а права собственника “холста” не восстанавливаются за счет лишения “вандалов” авторско-правовой защиты (см. наш пост про права уличных художников в США).

В данном же случае холстом является не просто имущество, а результат творческого труда художника, охраняемый веером имущественных и личных неимущественных прав. А подобная “дорисовка” картины является несогласованным автором внесением изменений в произведение, то есть незаконной переработкой, посягающей как на исключительное право автора, так и на право на неприкосновенность произведения.

Copyright act, действующий в Южной Корее, защищает неприкосновенность произведения автора (в том числе иностранного, как участника Бернской конвенции) от неавторизованных изменений.

Зачастую для художников неимущественная составляющая является гораздо важнее имущественной, а вторжение в их художественный замысел гораздо более серьезным посягательством на их творческую свободу.

JonOne уже негативно отреагировал на произошедший инцидент и обозначил, что отношение к искусству должно быть сродни отношению к религии, а “на церквях не рисуют” (цитата из интервью художника по публикации в NewYork Times).

Законодательство Южной Кореи предусматривает право требовать восстановления чести и репутации автора в случае нарушения личных неимущественных прав, причем как умышленного, так и совершенного по неосторожности, с выплатой или без выплаты компенсации причиненного вреда. Поэтому, можно предположить, что реставрация и восстановление целостности произведения, существовавшего до инцидента, будет таким способом восстановления права.

Учитывая, что арт-объект, по сообщениям СМИ, был создан в 2016 году в присутствии зрителей (а не при их участии) и с тех пор всегда экспонировался в соответствующем антураже (своего рода инсталляция инструментария художника), наличие всех этих предметов рядом с картиной вполне может быть оценено как намерение автора подчеркнуть, что арт-объект был создан прямо на этом месте, словно автор оставил свои кисти и материалы и вот-вот вернется, или сделать акцент на процессе создания произведения искусства (сам он был запечатлен на видео). Может ли это рассматриваться как приглашение любого и каждого, без точного на это указания, поучаствовать в творческом процессе? Вряд ли, ведь творческий процесс художника в каком-то смысле сакрален и должен именно так восприниматься публикой, пока нет оснований полагаться на иное.

Нужно оговориться, что вопрос защиты прав авторов незаконных переработок является дискуссионным. Если условием самостоятельной авторско-правовой охраны результата переработки является соблюдение прав автора первоначального произведения, то неужели нерадивым авторам не принадлежит вообще ничего? Консервативный подход исходит из того, что продукт нарушения чужого авторского права не может ни использоваться, ни защищаться (как санкция за нарушение, до тех пор, пока право автора первоначального произведения не будет соблюдено).
Telegram
Games of Brands
​​🎨 ...«Я стал думать, это туалет не работает, или это произведение искусства под названием «Туалет не работает»?»...
«О чем говорят мужчины» (реж.  Дмитрий Дьяченко, 2010)


В музее в Сеуле молодая пара приобщилась к прекрасному – стала соавтором произведения американского стрит арт художника JonOne ценностью 500 тыс. долл.

Как признались в полиции новоиспеченные соавторы, они подумали, что кисти и краска рядом с произведением нужны были, чтобы каждый мог добавить свой штрих.

В связи с этим, к вам, знатоки, вопрос:

Вправе ли посетители, случайно «дорисовавшие» картину JonOne, воспрепятствовать ее реставрации в первоначальный вид?

🍏 Нет, потому что они вандалы, а не соавторы
🍎 Нет, потому что у них не было творческого вклада
🍐 Нет, потому что JonOne не предполагал их такого творческого вклада
🍊 Да, потому что изначальная картина погибла, а в «дорисованной» они соавторы
🍈 Да, потому что тогда их собственная картина поверх изначальной будет уничтожена
🥭 Да, потому что в изначальной картине отсутствовал творческий…
источник
Games of Brands
​​Однако потребность защиты от незаконного использования продукта творческого труда, как минимум, в части творческого вклада “несанкционнированного” авторства иногда все же нуждается в защите - например, в случае, если третьи лица начнут выпускать мерч с доработанным фрагментом или использовать видео творческого процесса супругов в рекламе. Кто знает, может это вообще был перфоманс и его тоже нужно защитить?

Между прочим, похожий случай был и в России, когда в Самаре местный Бэнкси дорисовал творение Покраса Лампаса, о чем у нас был целый выпуск Копикаста.

P.S. Любопытно, что на фото первой выставки, для которой был создан арт-объект JonOne “The Great Graffiti" в Seoul Arts Center в 2016 году, видны запретительные таблички. Возможно, именно галерея, в которой произошел скандальный инцидент, поспособствовала ему, и может быть также привлечена к ответственности.
источник
2021 April 10
Games of Brands
🔴 Запись Копикаста с участием аудитории

Сегодня в 17:00 в рамках конференции iSLaCo состоится запись подкаста с участием аудитории в формате онлайн.

Ссылка на подключение в IP-чате

Тему выпуска слушатели выберут сами голосованием в режиме реального времени.
источник
Games of Brands
▶️ Прямой эфир:  «Диалог карьерных траекторий»

Прямо сейчас наш партнёр Екатерина Проничева участвует в сессии «Диалог карьерных траекторий».
Мероприятие проводится в рамках VIII Московского международного юридического форума.

На мероприятии работодателей из различных сфер юридического мира и Университета, Содружества выпускников МГЮА собираются с целью обмена мнениями и установления долгосрочного сотрудничества по вопросу трудоустройства студентов и выпускников Университета.

Смотреть по ссылке:
http://www.youtube.com/watch?v=a8fqBZhQJL0
источник