На борту самолета Ту-154М Леха Качинського перед крушением мог произойти взрыв термобарического заряда. Это объясняет распад самолета на мелкие обломки и значительное повреждение тел жертв катастрофы. Об этом говорится в фильме правительственной подкомиссии по расследованию Смоленской катастрофы, представленном 10 апреля в Варшаве.
Ранее польская комиссия заявляла, что самолет начал разваливаться в воздухе.
«Очень много факторов указывают на то, что 10 апреля 2010 года на борту правительственного Туполева произошел взрыв. Аварии приборов, что зарегистрировано в последних секундах полета, полная потеря энергоснабжения перед первым контактом с землей, расположение обломков самолета, специфический характер повреждений тел, аэродинамические исследования, сила, с которой одни из дверей (самолета) были вбиты в землю, — эти и много других фактов требовали от комиссии воспринять версию взрыва как полностью реальную», — отмечается в представленном фильме.
Отмечается, что с целью подтверждения версии взрыва был проведен ряд экспериментов различных взрывчатых материалов.
«В результате проведенных экспериментов можно сказать, что наиболее вероятной причиной взрыва был термобарический заряд, который привел к сильной взрывной волне, которая на своем пути уничтожала препятствия — разрывала корпус самолета, выбрасывала наружу тела жертв и срывала с них одежду», — считают авторы фильма.
По информации расследования, на месте трагедии найдены по крайней мере четыре тела жертв, которые имеют следы воздействия высокой температуры, что нельзя объяснить близостью пожара на земле, а только ожогами в результате взрыва.
Польская комиссия подчеркивает, что российская сторона осуществила ряд шагов, которые можно считать сознательным доведением экипажа самолета до катастрофы.
Как сообщается, польские контролеры вообще не должны были быть допущены к выполнению такой важной задачи, поскольку в то утро не прошли обязательного медосмотра. Кроме того, вместо одного центра принятия решений на диспетчерской вышке, с российской стороны было их три: генерал Бенедиктов в Москве — бывший командующий войсками спецназначения в Афганистане, контролеры движения подполковник Павел Плюснин и майор Виктор Рыженко. Также полковник Николай Краснокутский — бывший командир авиабазы в Смоленске, который не должен был быть на башне, но который давал команды, хотя не имел на это права.
Отмечается, что это было нарушением российского авиационного права, и со стороны россиян царил хаос.
В фильме подчеркивается, что российский самолет Ил-76, который перед катастрофой кружил над аэродромом и пытался идти на посадку, на самом деле осуществлял действия, которые «вписываются в подготовку к катастрофе».
«Надо четко сказать, что действия российской стороны должны были привести к катастрофе», — делают вывод польские эксперты.
Они отмечают, что российские контролеры или не подавали польским пилотам жизненно необходимую информацию, или сознательно вводили их в заблуждение.
«Российские навигаторы постоянно вводили в заблуждение польских пилотов, что они на курсе и тропе, хотя те находились влево от правильной тропы подхода к взлетной полосы… Когда Ту-154М находился на высоте 100 метров, навигаторы молчали и ни один из них не дал необходимую команду ухода на другой круг», — отмечается в фильме.
http://amp.gs/tpBq